Top.Mail.Ru

Артист Александр Новиков, известный и удивительный

Надежда Таршис,- «Петербургский театрал», 2019, № 8 (24), октябрь

27 октября заслуженному артисту России Александру Новикову исполняется 50 лет. Из них 30 лет он – артист Театра имени Ленсовета. Сегодня юбиляра можно увидеть в спектаклях «Дядя Ваня», «Макбет. Кино.», «Город. Женитьба. Гоголь.», «Гамлет», «Пиковая дама. Игра», «Тело Гектора», «Мёртвые души» и других. Сейчас-то уж можно оценить меру везения, когда выпускник Моховой Александр Новиков вошёл в ленсоветовскую труппу. Владимировский театральный ген, полученный из первых рук (это был предпоследний курс мастера), попал в родную стихию. Но: не растворился в ней без остатка. Скоро была услышана, стала заметной в ансамбле своя нота артиста Александра Новикова. Чудесное игровое начало, артистическая лёгкость, воспринятые, что называется, с молодых ногтей, немеряное обаяние (и не растраченное с годами!) обаяние, может, и не сразу, но вскоре перестали быть самодостаточными в работе начинающего актёра. Пожалуй, можно сказать о концентрации образа, порой - доведении его до абсурда. Главное: комедийная составляющая в его игре не сводится к смешным положениям или характерным чертам персонажа; это снайперски точный акцент, значимый для драматической конструкции спектакля. Огромное количество ролей, невероятный диапазон: от детских утренников (давняя Атаманша, неистощимый Карлсон) до классики, русской и зарубежной, и современной драматургии, и музыкальные постановки. "Краска" Новикова сразу стала необходимой в ленсоветовской палитре - в собранной И.П.Владимировым далеко не бедной, а вернее сказать – роскошной труппе. Спектакли уходят в небытие, но высверкивают в благодарной памяти актёрские удачи. Их множество, возьмём первое из давнего, что встаёт перед глазами. Вот баловень-купчик Непутёвый (спектакль «На бойком месте», реж. Владимир Ветрогонов). Арбуз в его руках едва ли не цирковой снаряд, персонаж эксцентричен и безудержно обаятелен. Он - жертва собственного, почти младенческого своеволия, и возникал контраст, значимая параллельантитеза безудержному самоуправству Бессудного, хозяина "бойкого места" (Владимир Матвеев). Порой возникало чудо, и слабая драматургия претерпевала настоящую метаморфозу. Так случилось с «Некоторыми подробностями конца света» Сергея Серёгина: молодой Александр Новиков в более чем уязвимой роли сексуальной жертвы новейших эринний (которых играли прекрасные ленсоветовские актрисы старшего поколения), смог перевести жутковатость слабой пьесы в артистический регистр, исключающий пошлость. Это стало торжеством ленсоветовского ансамбля. Совсем другая ситуация была в «Правописании по Гроту» Михаила Угарова, поставленном Владимиром Михельсоном в «Особняке». Это был художественно значительный спектакль, при том, что он стал едва ли не первой ласточкой «новой драмы» на наших сценах. Новиков играл Леонида, старшего из «детей». Вот тут отчётливо было видно, как тонко артист усваивает поэтику новой драмы, новой режиссуры. Или вот "Любовник" Пинтера на своей, ленсоветовской сцене, в постановке Владислава Пази. На считанные минуты возникал, чуть ли не в дверях, "молочник" Александра Новикова. Его дежурные, всегда "не вовремя", упоительные появления были явлением чистейшего театрального абсурда: не самоигральный эпизод заправского комика, а точное попадание в авторскую поэтику. Без его эпизодов спектакль потерял бы эту планку! Сегодня Александр Новиков - интеллектуальный актёр с могучим творческим диапазоном. Последние сезоны, опыт работы с современной режиссурой способствовали этому. Сегодня о Новикове можно говорить как о большом актёре. Юрий Бутусов не прогадал, решив, что может на него опереться. Артист, в свою очередь, творчески "развернулся". В "Макбет. Кино." он является в нескольких ипостасях. Краткие эпизоды, которые можно было бы назвать "интермедиями", по-моему, - ценнейшие моменты этой постановки. Здесь талантливо найден необходимый перпендикуляр общему потоку действия, его буре и натиску. Эти эпизоды в какойто степени соответствуют месту Шута в шекспировских трагедиях (хоть он и не предусмотрен в 2 "Макбете"). В позднейшем "Гамлете" именно Новиков будет бедным Йориком, внесценическим у Шекспира, но действующим в спектакле Шутом. Также и в спектакле "Город. Женитьба. Гоголь." Александр Новиков-Жевакин участвует в пленительно отрешённом, сомнамбулическом трио женихов, напевающих и бросающих на полпути песни прошлых лет. В "Дяде Ване" Новикову поручена заглавная роль, и она стала событием в сильном ансамбле постановки. Артистическая смелость, художественный атлетизм - драгоценное качество, которое здесь проявилось в полную силу. Можно говорить и о виртуозности актёра, с какой его Дядя Ваня переходит от крайнего отчаяния, выраженного в гротескной пластике, к, может быть, ещё большему, выраженному в словах - таких знакомых и таких новых: растерянность и отчаяние тут предельны. Был ещё и великолепный Порфирий Петрович в "Преступлении и наказании" в "Приюте комедианта" (можно было бы сказать: «концертное исполнение» в этом спектакле-параде Константина Богомолова, но Новиков, разумеется, не ограничивается демонстрацией своего мастерства). Его Порфирий томится своей ролью не меньше Родиона. В этих выходах за пределы своего театра, кроме упомянутой роли в «Особняке», была ещё чудесная "Паника. Мужчины на грани нервного срыва" в постановке Александра Баргмана. Но мы, безусловно, закончим ленсоветовскими подмостками. Актёр занят в последних премьерах. В новейшей из них - постановке "Пиковая дама. Игра" Евгении Сафоновой - снова, можно сказать, заглавная роль. Новиков играет Графиню. И кто бы ещё мог так сделать это? Спектакль построен едва ли не как оратория, с многими повторами пушкинских афористичных фраз, благодаря чему они становятся действительно литыми, убийственно точными (подзаголовок спектакля - "сюрреалистический триллер"). При этом «игра» иронически травестируется в компьютерную ("аркадную игру" узнала моя студентка). И это сильный драматический спектакль, страстный и точный, при всей яркости никак не декоративного значения: как лучшие постановки Евгении Сафоновой. Конечно, это уже новый Александр Новиков - мастер, способный лаконически вычертить мощный образ, безжалостный и трагический. И то ли мы ещё увидим у него? У Александра Марковича Новикова - юбилей. 50 лет. Но дело, право, не в юбилее.

Надежда Таршис