Top.Mail.Ru

Антон Падерин. Штрихи к актерскому портрету

Марина Константинова,- «Петербургский театрал», 2024, № 4 (51), сентябрь - октябрь

Антон Падерин, вне всякого сомнения, — артист большой естественной одаренности и яркого таланта. То, чему другим приходилось учиться, ему было дано изначально. Он умеет показать жизнь и судьбу своих разноплановых персонажей без нот лукавой фальши. В его героях, сыгранных актером с невероятной самоотдачей, есть ощутимый лейтмотив — неотвязная внутренняя боль.

Кажется, за это свойство и зацепился в свое время режиссер Петр Шерешевский, увидев в Падерине человека, способного сыграть самого отъявленного негодяя так, что он будет вызывать неподдельное сочувствие. Даже откровенно циничный Джо Купер на сцене Камерного театра Малыщицкого, оборотень в погонах, наемный убийца, безжалостная машина для жестоких расправ, у Падерина — противоречивый человек с непростым бэкграундом и даже в своем роде ранимой душой. Он и киллером-то, возможно, стал потому, что его никто никогда не любил. Оттого так пронзительно выглядит каждый раз сцена подстроенного свидания Джо и Дотти, оттого так рвет душу исполняемая героем в караоке «Не плачь» из репертуара Тани Булановой, оттого так хочется придумать этой парочке заслуженный хеппи-энд. «Киллер Джо», во многом благодаря именно игре Падерина, уходит далеко от заурядного поверхностного триллера в полноценную глубокую драму.

Но максимальных высот талант Падерина достигает в спектакле «Идиот». Столь точный выбор Петра Шерешевского предопределил заслуженный успех постановки. Кажется, лучшего варианта, чем Антон Падерин в роли Парфена Рогожина, сложно было бы придумать. Рогожин в исполнении Падерина обречен быть несчастливым, он жертва целого ряда трагических событий, он своего рода мученик, которого не судом следует судить, а по-христиански пожалеть и простить, проявив высшего рода милосердие. Артист воплощает своего персонажа настолько органично и убедительно, что многие зрители, вопреки сюжету и смыслу, абсолютно уверены в его невиновности. Невооруженным глазом на фирменных крупных видеопланах Шерешевского видно, как Падерин каждый раз играет на разрыв, буквально не жалея себя, нажимая на болевые точки, вскрывая застарелые раны. Его Парфен Рогожин преодолевает свой предопределенный безысходный путь, и если поначалу герой вызывает у публики уместный смех, то в заключительной части спектакля не заплачет, пожалуй, лишь тот, у кого нет сердца. Та самая трансляция неутихающей внутренней боли, которой и отличается актерская игра Падерина, выходит здесь на совершенно иной уровень.

Другая роль, в которой герой Антона Падерина является подлинным страдальцем и заложником стечения ряда непреодолимых обстоятельств — Малакай Констант из очередной работы Петра Шерешевского — спектакля «Сирены Титана». Этот персонаж, благодаря актерскому воплощению, умудряется сохранить трогательную невинность в глазах даже после разгульной роскошной жизни, подлинных кошмаров войны и перенесенных множественных страданий. И вновь не получается осудить его за все содеянное, и опять находится оправдание не самым благородным поступкам, и здесь не спрятаться от той же неотступной ноющей боли, которая просто физически ощущается зрителями в пространстве Камерного Театра Малыщицкого.

Еще один неизменный актерский прием Антона Падерина — быть своего рода большим наивным ребенком с открытой чистой душой. Таков, скажем, его Варнава в «Замке» Петра Шерешевского или же Ноздрев в «Мертвых душах» Романа Кочержевского. Прыгает ли он по условным башенкам, не расстается ли с дивной птичкой (как в кафкианской истории), перебирает ли ворох мягких игрушечных собак в трогательно ностальгическом свитере (как в гоголевском сюжете) — сама собой рождается ассоциация с одиноким потерянным малышом, который неистово хочет, чтобы его поняли и приняли в этом неласковом мире. Боль маскируется здесь за доверчивым трогательным взглядом огромных глаз, но присутствие незримой внутренней травмы становится очевидным.

Став полноценным артистом труппы Театра им. Ленсовета, Антон Падерин получил возможность реализовывать свой талант на качественно ином профессиональном уровне, идеально вписавшись в творческий коллектив. Первая же работа на новом месте — Шенбок в «Воскресении» Айдара Заббарова доказала в очередной раз его мастерство и профессионализм. Важный для развития сюжета герой, ощутимая еще со времен «Идиота» бешеная актерская химия с Ильей Делем, многогранный объемный персонаж — вот вам и секрет успеха роли. Падерин узнаваемо и жизненно сыграл человека, которого погубили власть и деньги, сделали равнодушным усталым пьяницей с пустым безжизненным взглядом. И все та же выплескивающаяся наружу вместе с водкой из кружки боль, от которой уже не уйти вовек. Артист верен себе. В упомянутых «Мертвых душах», сменив Сергея Перегудова, Антон Падерин блестяще смог сделать из будничного ввода полноценную самостоятельную роль. Он виртуозно, легко и непринужденно переходит от неприкаянного Ноздрева к неугомонному Чичикову и обратно. В свежей ленсоветовской премьере — спектакле Анджея Бубеня «Чехов. Хочется жить!» артист вновь демонстрирует всю широту своего таланта, умудряясь проявить себя как в амплуа героя-любовника, так и в образе растерявшегося по жизни человека. И раз уж Чехов — от тоски и боли не уйти по определению. У Падерина получается представить эти эмоции нетипично, не навзрыд — но, кажется, эффект от этого лишь только усиливается. Теснящаяся внутри беспросветность ранит куда сильней.

Нельзя не упомянуть о замечательном профессионализме артиста Падерина. Он мастерски работает в партнерском дуэте (одинаково интересно смотреть на его тандем и с Ильей Делем, и с Лаурой Пицхелаури, и с Риммой Саркисян), способен вынести на плечах главного героя целый спектакль (как в случае с обновленным «Лодочником» Наталии Лапиной в «Городском театре»), смело решается на второстепенный образ Шкиты в «Круме» Петра Шерешевского. Здесь Падерин произносит буквально несколько фраз плюс читает стихотворение про океаны, но его присутствие на сцене имеет свое весомое значение — задается нешуточная интрига. Зрители увлечены размышлениями: кто же он и почему именно такой. В итоге у Падерина получается образец выдающегося минимализма, эталон выразительного молчания. На контрасте существует спектаклеобразующая центральная роль Сторожа / Лодочника, где артист, подобно локомотиву, тянет на себе весь спектакль и увлекает за собой остальных. Падерину удается вызывать искреннее сочувствие к своему персонажу, наделив его узнаваемыми чертами и качествами характера.

Антон Падерин за достаточно короткое время, без преувеличения, стал одной из самых заметных фигур петербургского театрального ландшафта. И, кажется, ничего невозможного в профессии для него нет и быть не может.

Марина Константинова