Top.Mail.Ru

Антон Багров: «Незнамов – дикий, мятущийся, с открытой раной человек»

Вера Николаева,- «Time Out – Петербург», 2014, № 300 (10), 6 – 19 мая

- Ты ведь впервые играешь артиста? Мне всегда казалось, что при изображении артиста неизбежен элемент пародии на профессию, самопародии, иронии. Можно Незнамова сыграть серьёзно?

- Для меня важнее, какой он человек. Я в жизни тщательно избегаю «актёрствования». Я вижу, что настоящие артисты, как правило,  скромные люди. Незнамов – хороший артист, потому что внутри него сидит гвоздём болезненная тема – отсутствие материнской ласки, одиночество, сиротство. То есть обострённое восприятие действительности даёт ему возможность быть артистом. Хотя Островский хитро поступает – он ни Незнамова, ни Кручинину, ни всех прочих актёров - героев пьесы, в профессиональных проявлениях не показывает. Зритель должен сам вообразить, как они работают на сцене.

- Ты считаешь, что у твоего Незнамова «разработана душа», и поэтому он способен быть артистом?

- Да, и именно это в нём подмечает Кручинина. Для меня внутренним прототипом Незнамова стал артист Алексей Девотченко. Вот у кого есть чутьё на несправедливости мира и умение транслировать сложность бытия со сцены.

- Незнамов для тебя получается романтическим героем,  таким шиллеровским благородным разбойником Карлом Моором?

- Не совсем так. Я пересмотрел разные видеозаписи спектаклей и знаменитый фильм, и увидел, что Незнамова всегда хотят «причесать». Сделать лучше, чем он есть. Это, мне кажется, ошибка. Не нужно его упрощать, облагораживать. Он – дикий, необузданный, мятущийся, с открытой раной человек. Мне помог понять его природу мой друг- сокурсник артист Пётр Логачёв. Он воспитывался в детдоме, и объяснял мне, что это такое – тоска по материнской ласке. Мы не можем этого почувствовать, как бы ни старались!  

-  В чём главный конфликт Незнамова с миром?

- В том, что люди его не любят, а жалеют,  сострадают. А это только усугубляет комплексы таких людей, потому что им нужна БЕЗУСЛОВНАЯ любовь, а не причинно-следственная. Материнская любовь – искренняя и ни за что. Жалость и сострадание только подчёркивают, что ты – изгой, не такой, как все. А они хотят быть, как все, чтобы их любили ПРОСТО ТАК.   И Незнамов всё это выплёскивает на Кручинину при первой встрече с яростью и даже ненавистью, вот такой градус должен быть. Он принимает её благородный поступок – защиту перед антрепренёром,  как оскорбление его человеческого достоинства,  как издевательство, как псевдожалость и показуху. Ему больно! И в Кручининой его яростный монолог должен всё перевернуть. Островский так точно выписывает внутренние метания Незнамова, его желание искренней и безусловной любви, что диву даёшься.  И героиня, как мы знаем, обделённая возможностью долгие двадцать лет отдавать такую любовь, на наших глазах преображается. Удивительная сцена по силе воздействия.

- А финальный монолог, когда Незнамов бросает ей в лицо страшные слова про предательство матерей?

- Градус этого страшного монолога должен быть такой, что если бы не классический мелодраматический момент с узнаванием сына по медальону, Незнамов пошёл бы и застрелился.

Беседу вела Вера Николаева