- Ты ведь впервые играешь артиста? Мне всегда казалось, что при изображении артиста неизбежен элемент пародии на профессию, самопародии, иронии. Можно Незнамова сыграть серьёзно?
- Для меня важнее, какой он человек. Я в жизни тщательно избегаю «актёрствования». Я вижу, что настоящие артисты, как правило, скромные люди. Незнамов – хороший артист, потому что внутри него сидит гвоздём болезненная тема – отсутствие материнской ласки, одиночество, сиротство. То есть обострённое восприятие действительности даёт ему возможность быть артистом. Хотя Островский хитро поступает – он ни Незнамова, ни Кручинину, ни всех прочих актёров - героев пьесы, в профессиональных проявлениях не показывает. Зритель должен сам вообразить, как они работают на сцене.
- Ты считаешь, что у твоего Незнамова «разработана душа», и поэтому он способен быть артистом?
- Да, и именно это в нём подмечает Кручинина. Для меня внутренним прототипом Незнамова стал артист Алексей Девотченко. Вот у кого есть чутьё на несправедливости мира и умение транслировать сложность бытия со сцены.
- Незнамов для тебя получается романтическим героем, таким шиллеровским благородным разбойником Карлом Моором?
- Не совсем так. Я пересмотрел разные видеозаписи спектаклей и знаменитый фильм, и увидел, что Незнамова всегда хотят «причесать». Сделать лучше, чем он есть. Это, мне кажется, ошибка. Не нужно его упрощать, облагораживать. Он – дикий, необузданный, мятущийся, с открытой раной человек. Мне помог понять его природу мой друг- сокурсник артист Пётр Логачёв. Он воспитывался в детдоме, и объяснял мне, что это такое – тоска по материнской ласке. Мы не можем этого почувствовать, как бы ни старались!
- В чём главный конфликт Незнамова с миром?
- В том, что люди его не любят, а жалеют, сострадают. А это только усугубляет комплексы таких людей, потому что им нужна БЕЗУСЛОВНАЯ любовь, а не причинно-следственная. Материнская любовь – искренняя и ни за что. Жалость и сострадание только подчёркивают, что ты – изгой, не такой, как все. А они хотят быть, как все, чтобы их любили ПРОСТО ТАК. И Незнамов всё это выплёскивает на Кручинину при первой встрече с яростью и даже ненавистью, вот такой градус должен быть. Он принимает её благородный поступок – защиту перед антрепренёром, как оскорбление его человеческого достоинства, как издевательство, как псевдожалость и показуху. Ему больно! И в Кручининой его яростный монолог должен всё перевернуть. Островский так точно выписывает внутренние метания Незнамова, его желание искренней и безусловной любви, что диву даёшься. И героиня, как мы знаем, обделённая возможностью долгие двадцать лет отдавать такую любовь, на наших глазах преображается. Удивительная сцена по силе воздействия.
- А финальный монолог, когда Незнамов бросает ей в лицо страшные слова про предательство матерей?
- Градус этого страшного монолога должен быть такой, что если бы не классический мелодраматический момент с узнаванием сына по медальону, Незнамов пошёл бы и застрелился.
Беседу вела Вера Николаева