В конце августа в Театре имени Ленсовета продолжится показ нового спектакля Василия Сенина «Заповедник». Одну из главных ролей в постановке по произведению Сергея Довлатова сыграла Анна Ковальчук.
Спектакль «Заповедник» по повести Сергея Довлатова впервые показали на сцене Театра имени Ленсовета в середине июля. Вы сразу согласились сыграть главную женскую роль в новом спектакле Василия Сенина?
Я с Василием делаю уже второй спектакль. Мы с ним работали, и я знаю его как режиссера. Тем более, не согласиться я не могла - у нас в театре не принято обсуждать приказы. Если тебя назначают на роль, то ты имеешь право либо радоваться, либо огорчаться. Но Василий дает мне свободу творчества, а я в свою очередь актриса, которая, попав в руки режиссера, становится пластилином, из которого он лепит то, что ему нужно. Я могу с ним советоваться, мы абсолютно на равных общаемся. И это, конечно, импонирует.
Как, по-вашему, угадал ли режиссер с довлатовскими образами? Скажем, Артур Ваха вам напоминает того самого персонажа с непростой личной и творческой жизнью, что и в книге?
Мне кажется, что не только Ваху он угадал. У Василия в этом спектакле изначально был подход стопроцентного попадания во все образы. И Артур, и я очень похожи на своих прототипов. И внешне, и внутренне.
Если попытаться вообразить - смогли бы вы в реальной жизни быть женой такого же героя?
Это очень сложно. Я воспитывалась с детства как принцесса, мне папа все время это внушал. Будучи женой главного героя «Заповедника», его надо было бы оберегать от повседневных трудностей, что для меня, наверное, сложно было бы в отношениях с мужчиной. Хотя, если ты любишь человека, нужно быть готовой принести в жертву свою жизнь, существовать ради него. Например, моя Татьяна верила в то, что ее муж - гений, несмотря на то, что в него одно время не верили, и совсем не печатали.
В спектакле «Заповедник» вы поете. Многие известные актеры театра и кино делают пение своим вторым ремеслом. Это не ваш путь?
Среди прочего у нас в театре в новом сезоне будут и мюзиклы. Мне доверили главную роль в «Поединке» Куприна, а значит, придется запеть, потому что мы, актеры, должны с приобретением новой роли овладевать новыми способностями. Я всегда мечтала петь, и это для меня, безусловно, шанс раскрыться с новой стороны.
В спектакле режиссер Василий Сенин будто говорит, что Пушкин и Довлатов - фигуры одной величины.
Невозможно сравнить Пушкина с Довлатовым. Это люди разных эпох, и я даже не буду говорить - одного они уровня или нет. Они разные планеты, и мне кажется, что у Сенина в спектакле Пушкин присутствует в качестве гения, учителя Довлатова. Может быть, он выступает в роли ангела, может быть, в роли дьявола, но очевидно, что они - не люди, на одной ступени стоящие.
Свой «Заповедник» Довлатов писал в трагический момент вынужденного расставания со страной, без которой он, тем не менее, не мог жить. Ваше отношение к стране созвучно авторскому?
Я родилась в Германии, мы с родителями жили в Ереване, потом в Москве и только после переехали в Ленинград. Я всегда очень любила свою страну, но сегодня понимаю, что моя подлинная родина - это все же Петербург. Хотя, когда я еду по России, я подсознательно понимаю, что нахожусь дома, а когда выезжаю за границу - понимаю, что поехала в гости. Трудно представить, что могло бы вынудить меня покинуть родину. Наверное, предательство государства по отношению к моей семье. Потому что родные люди для меня святое, и если моей семье было бы лучше где-то за пределами страны, я бы попробовала пережить расставание с родиной.
Театр сегодня - это что, по вашему мнению? Место для развлечения или все-таки территория для собственного поиска правды и интеллектуальной работы?
Лично я хожу в театр за тем, чтобы окунуться в другой мир, очутиться в другой реальности и сделать определенные жизненные выводы, помимо приобретения профессиональных навыков. Мне кажется, что в театре могут разбередить твою душу, а для развлечений есть другие места. Сейчас люди идут в театры за тем, чтобы разгрузиться. Театр должен нести эмоциональную разгрузку, и, тем не менее, когда ты разгружаешься, остается пустота, некая полость, ее то и заполняет все, что человек выносит из спектакля.
А как зритель отреагировал на «Заповедник»?
Было все. Были аплодисменты, были смешки из зала, грустные улыбки... При этом не было аплодисментов там, где мы рассчитывали и где мы их ждали. Но я так думаю, что это долго будет аншлаговый спектакль.
Многие театральные критики назвали постановку смешением жанров, анекдотической историей с лирическими отступлениями.
Я не считаю даже, что это критика. Мне кажется, что это правильная оценка довлатовского произведения - он сам выставил в анекдотическом свете людей творческих (или пытающихся быть творцами), которые оказались в своем «Заповеднике», где русскому мужику остается только пить.
Каким должен быть режиссер, чтобы увлечь вас своей идеей?
Я иду прежде всего за материалом или за режиссером, которого знаю. Но даже если режиссер оказывается недостаточно сведущ, то я готова, опираясь на свой опыт, продолжать работать. Я выстраиваю свою определенную линию, и из двух - моей и режиссерской - получается что-то третье. Другое дело, что общей концепции спектакля в этом случае может не получиться. Тогда я, как мудрая змея, отползаю и продолжаю работать сама по себе. Убеждена, что режиссером должен быть человек интеллигентный, деликатный - профессия все-таки обязывает.
Испытываете тревогу перед премьерами?
Перед премьерой - всегда. Но если интересная роль, то это тревога не страха, а тревога желания - как лошадь скаковая ждешь, когда тебе уже дадут старт, и ты помчишься.
Возможно ли экранизировать «Заповедник», или это все-таки исключительно театральная постановка?
Думаю, что «Заповедник» было бы даже интереснее экранизировать, потому что достаточно один раз побывать в Пушкинских Горах, чтобы влюбиться во все окружающее тебя. С помощью кинопленки это было бы легче передать, чем со сцены.
Вместе с тем ваша жизнь в кино параллельна театру? Не препятствует ли она игре на сцене «Ленсовета»?
Я близнец, поэтому я готова отвлекаться от работы и работать немного в другом русле. Театр и кино - это две разные профессии, но, тем не менее, на одной ступени стоящие, и поэтому, когда устаешь от театра и тебе нужна смена обстановки, то как раз спасает кино. А после больших кинопроектов, когда ты кочуешь из одного города в другой, из гостиницы в гостиницу, с площадки на площадку, - приходишь в театр как домой, спокойно надеваешь костюм и идешь работать.
Вы сыграли Анну Каренину - один из самых ярких женских образов в русской литературе. Есть ли еще персонажи, которые также значимы для вас и сыграть которых вы сегодня хотели бы?
Хотелось бы прикоснуться к творчеству Шекспира - я вижу себя в «Укрощении строптивой», но чтобы это была не просто драматическая постановка, а скорее музыкальная. Мне близок по духу и Тургенев, его «Отцы и дети». Еще много каких ролей хочется сыграть, но я даже боюсь загадывать... А в кино, конечно, интереснее исторические роли играть: современные постановки даже зрителю уже немного приелись.
Это в вас говорят воспоминания о фильме «Адмирал»?
Благодаря фильму я поняла, какая женщина должна быть и к чему надо стремиться. Женщина, способная с достоинством вынести все тяготы судьбы, тяготы любви - это как раз то, о чем мы с вами говорили, обсуждая Довлатова. В «Адмирале» моя героиня была готова всю свою жизнь положить к ногам великого человека, но, поняв, что Колчак не видит ее, она свою жизнь преподнесла все равно Колчаку, но уже через его сына.
Беседу вела Екатерина Мартынова