На Малой сцене Театра им. Ленсовета 5 и 6 марта состоятся премьерные показы спектакля Ильи Мощицкого «Мама» по пьесе современного французского писателя и драматурга Флориана Зеллера. Его пьесы идут по всему миру, главные роли в спектаклях и фильмах по его текстам играют мировые звезды: Изабель Юппер, Энтони Хопкинс и многие другие. На петербургской сцене историю разрушения семьи сыграют народные артисты Анна Алексахина и Сергей Мигицко.
Анна Алексахина / Фото Михаила Павловского / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
Накануне премьеры мы поговорили с Анной Яковлевной о спектакле, новой странице в истории Театра им. Ленсовета, способности искусства менять человека и ответственности зрителя.
– Женщина на руинах собственной жизни. Тема чем-то созвучна пьесе Ярославы Пулинович «Жанна», спектакль по которой шел на сцене Театра им. Ленсовета несколько лет?
– Наоборот. В «Жанне» героиня жестко структурирует свою жизнь, ни во что не ставя окружающих, она успешна и идет танком по людским судьбам. А в пьесе «Мама» героиня – полная противоположность, одинокая женщина, существующая вне социума, потерявшая внутренние связи с родными, мучительно анализирующая свою жизнь.
– Почему Флориан Зеллер стал так востребован среди российских режиссеров?
– Просто переводы подоспели. Его пьесы были переведены на русский язык совсем недавно, буквально несколько лет назад. Мы открыли для себя этого автора, и он вполне закономерно стал востребован, потому что Зеллер – прекрасный драматург и у него прекрасные пьесы. Переводы его произведений тоже замечательные, что немаловажно. «Мама» – современная история, которая анализирует нашу ситуацию, говорит о нас сегодняшних.
– Только название может запутать зрителя. Несколько лет назад в репертуаре театра уже была «Мама» – акция Юрия Бутусова по пьесе Аси Волошиной. А вы задействованы в спектакле «Тело Гектора» по ее же пьесе?
– Да, и я отношусь к Асе с большим уважением, принимаю участие в премьере Pop-up театра «Фаза зеркала» по ее пьесе. Она, безусловно, очень талантливый, одаренный человек. Поэт. Для меня она выразитель мировоззрения своего поколения. Судя по ее востребованности, у нее большое будущее.
Александр Крымов, Анна Алексахина и Сергей Мигицко репетируют сцену из спектакля «Мама» / Фото Юлии Смелкиной / Представлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
– Вы не согласны с Семеном Яковлевичем Спиваком, считающим, что в пьесах современных русских авторов нет света?
– Я не так хорошо знакома с современной отечественной драматургией, чтобы делать такие выводы. Может быть, он и прав. Но вы много видите света вокруг себя?
– Мне кажется, свет всегда внутри человека.
– Внешние источники счастья в какой-то момент могут стать источниками страдания. Поэтому и надо искать свет внутри себя.
– А в вашем спектакле будет свет? Что останется в душе зрителя после просмотра?
– Пьеса Зеллера – это драматургическое исследование жизни женщины в момент кризиса. Мы не можем прогнозировать, как на это исследование отреагирует зритель. Нет единых законов восприятия, каждый вынесет из зрительного зала что-то свое. Кто-то считает, что свет внутри человека. Кто-то считает, что мы живем в период полной потери всех ориентиров, ценностей. И эту точку зрения тоже нужно исследовать.
Конечно, нам не хочется, чтобы зритель после спектакля находился в депрессии. Но сейчас, действительно, сложное время, и его нужно анализировать. Особенно последний период, когда люди вдруг оказались наедине с собой. Отвечу так: если в человеке есть свет, то он найдет его и в нашем спектакле, если нет – вряд ли после похода в театр что-то изменится.
– В одном из интервью вы сказали, что спектакль не может изменить человека. Вы до сих пор в этом убеждены?
– Думаю, что спектакль может подтолкнуть человека к чему-то, помочь увидеть что-то важное. Но сама эта идея: человек увидит какой-то спектакль и вдруг переродится, станет другим... Это лишь эфемерная мечта. Не так давно мы обсуждали этот же вопрос с режиссером спектакля «Мама» Ильей Мощицким. Он вполне справедливо заметил: у немцев были прекрасные композиторы, писатели и философы, к началу ХХ века нация была высококультурная, образованная, но это не помешало ей прыгнуть в ад. Увы.
– Как вам работается с Ильей Мощицким?
– Это наш первый совместный спектакль. Илья – тонкий и талантливый режиссер, мне с ним интересно.
Анна Алексахина на репетиции / Фото Юлии Смелкиной / Представлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
– Пьеса меняется в процессе репетиции?
– Да, что-то меняется. Мы исследуем автора с точки зрения темы. Мы что-то сокращаем, ведь сама пьеса довольно объемная, она предполагает большую форму. Наш спектакль ставится на Малой сцене театра, он будет более камерным, интимным.
– Анна Яковлевна, вы в труппе со времен Игоря Владимирова. Чем вам запомнился каждый художественный руководитель театра, с которым довелось работать?
– Игорь Петрович – мой учитель, он открыл мне путь в профессию. Это был совершенно уникальный человек: талантливый, яркий, блестящий. Встреча с ним определила мою судьбу. Не могу не упомянуть имена режиссеров Владислава Пази, Клима и, конечно, Юрия Бутусова. Каждый из них достоин отдельной беседы.
– Кто был вам ближе с профессиональной точки зрения?
– Повторяю – каждый по-своему. Театр – живой организм, он меняется. Сегодня другой визуальный язык, другая скорость зрительского восприятия. Многие вещи раньше казались непреложными. Например, в былые годы спектакль «без света» не имел права на существование, его бы просто не выпустили, сказав: это мрак и пессимизм. Сейчас люди хотят в театре получить ответы на вопросы, которые их действительно мучают. Им важно понять, что кто-то переживает и страдает так же, как они. Это сопричастие тоже очень действенно.
– Театр им. Ленсовета сейчас пропагандирует многовекторность. А как вы полагаете, возможно в рамках одного театра совместить авангардные и классические постановки, понравиться такому разному зрителю?
– Мне кажется, что это очень тяжело, но предпринять такую попытку стоит. В нашем репертуаре и постановки Бутусова, и спектакли, поставленные в классической манере. Есть работы молодых режиссеров, например, очень необычная «Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой. Значит, все востребовано. А труппа может справиться и с тем, и с другим. В данном случае некая доля ответственности лежит на самом зрителе: отправляясь в наш театр, он должен немного подготовиться, узнать, кто режиссер, почитав, например, рецензии, рассмотрев фотографии на сайте театра. Это и будет настоящий диалог.