Top.Mail.Ru

Анна Алексахина: «К жизни нужно относиться как к чуду»

Елена Ливси,- «Комсомольская правда - СПб», 2006, 28 сентября - 5 октября

Анна, как многие девочки, в детстве мечтала быть актрисой. Ну, или принцессой. Сбылось и то и другое. Она закончила театральный, курс Игоря Владимирова, и была приглашена им в Театр им. Ленсовета. А потом на телевидении в программе «Сказка за сказкой» она стала и Принцессой. К ней до сих пор подходят иногда взрослые уже люди, которые в детстве не пропускали ни одной программы с ее Принцессой. Поэтому, собираясь на интервью к известной актрисе прославленного театра, мы захватили с собой любимый прекрасными женщинами зеленый чай «Ахмад» с жасмином.
- Как-то раз моя няня вела меня к себе домой, а жила она у «Ленфильма». К нам подошел помощник режиссера и спросил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Так я попала в фильм «Открытая книга» по роману Вениамина Каверина. Знаменитый роман был. Я сыграла Таню Власенкову, героиню Людмилы Чурсиной в детстве. Мы с Чурсиной совершенно не похожи. И нам рисовали родинку на щеке, чтобы добиться мало-мальского сходства... 
- Как родители отреагировали на первую роль и вообще на выбор профессии? 
- Я пришла домой и сказала: «Мама, радуйся, меня взяли сниматься в кино!» Моя мама была филологом, всю жизнь проработала в Публичной библиотеке старшим библиографом. Она меня ориентировала на то, что нужно языки знать обязательно, читать много... Она, кстати, не приветствовала мой выбор профессии. Но не мешала. А папа был режиссером и актером эстрады. Они с мамой разошлись, когда мне было четыре года. Я с ним общалась периодически. Но гены, видимо, взяли свое. Папа был очень рад, что я стала актрисой. 
- Наверное, потом в институт легко поступили? 
- После первого фильма я снималась время от времени. Но это не прибавляло мне уверенности. Когда я видела себя со стороны, считала, что это чудовищно. Поэтому я очень сомневалась в себе. И когда поступила, испытала момент абсолютного счастья! Наслаждалась всем. 
- Как сейчас с кино складывается? 
- Снялась в картине на «Мосфильме» по книге Людмилы Улицкой «Веселые похороны». Сюжет повести я пересказывать не буду, но скажу, что материал замечательный, а это сегодня в кино такая редкость! В главной роли Абдулов, а я играю его жену Нину. Снял фильм очень хороший режиссер Владимир Фокин. Все смонтировано, будет даже две версии - телевизионная и кино. Скоро должна состояться премьера. 
- А вообще часто вы отказываетесь от ролей? Какие у вас критерии? 
- Я точно знаю: если сомневаешься, то надо отказываться. Сколько компромиссов у меня ни бывало, никогда ничем хорошим не заканчивалось. 
- А с Сокуровым, когда вы сыграли императрицу в «Русском ковчеге», сомнений не было? 
- С Сокуровым сомнений не было. Потому что это Сокуров. Конечно, каждый может к нему относиться по-разному, это дело вкуса и культуры. А я понимала, что это встреча с большим художником. Процесс съемок был абсолютно уникальный. Фильм снимали ночью в Эрмитаже... Я видела рассвет над Невой сквозь окна Зимнего дворца... Совершенно фантастическое впечатление! 
- Муж у вас тоже актер, только Театра комедии. Не тяжело двум актерам в одной семье? 
- С мужем мы познакомились уже после института. Мы уже довольно давно женаты - почти 20 лет. Нашей дочке уже 18. Конечно, поначалу было непросто. То, что мы с ним столько лет прожили, - это его большая заслуга. У Саши уже был опыт брака, поэтому он как человек умудренный многое из семейных обязанностей брал на себя. Особенно на начальном этапе. Я была совершенно не приспособленной, инфантильной и беспомощной. Кода дочь была маленькой, он вообще все умел гораздо лучше, чем я. 
Мне тогда хотелось работать. И я все время была в панике, что выпадаю из процесса. И он меня во многом подменял. Я знала, что если оставляю дочку с ним, то могу быть абсолютно спокойна. 
- Дочка у вас тоже учится в театральном? 
- Да, это ее выбор. Мы были против, потому что знаем, что это такое. Во многом сейчас наша профессия девальвировалась, перестала быть уникальной. Очень много безответственного как раз на уровне преподавания. К счастью, Катя учится в очень хорошей театральной школе.
Актерская профессия прекрасна и ужасна одновременно. И ей я всегда говорила: «От твоих способностей не все зависит. Очень много зависит от того, как сложатся обстоятельства». Бывает, человек с мизерными способностями попадает в нужный момент в нужное место, играет, растет от роли к роли и становится настоящим артистом. А человек, у которого огромный потенциал, часто не может его реализовать, становится злым, нервным, и дар обращается во зло. Это, наверное, единственная профессия, где способности никак не влияют на развитие профессиональной карьеры. 
- А как сложилось у вас? 
- Мне повезло в том смысле, что меня взял в труппу мой учитель, который хорошо знал мои возможности. Это уже был шанс. В кино же, я считаю, мы были «потерянным поколением». Как раз тогда все разваливалось, кино не снимали. На «Ленфильме» павильоны были заколочены, там бегали крысы, даже страшно было заходить. В коридорах стояли столы, на которых челноки продавали турецкие и китайские тряпки. Павильоны сдавали под мебельные салоны... То же самое было и на «Мосфильме». И везде. Сейчас в это даже трудно поверить... И наш самый активный возраст попал в этот провал. Но на это нельзя сетовать, это жизнь. Зато мы в переломный момент истории попали. Мы наблюдали две реальности. И у нас есть ощущение чуда от того, как все изменилось на наших глазах. А это очень важно, когда ты относишься к жизни как к чуду.

Беседу вела Елена Ливси