Top.Mail.Ru

Анна Алексахина: «Артистом можно стать только на сцене»

Вера Николаева, - «Зрительный ряд», 2010, № 6, 1 - 15 апреля

Санкт-Петербургская Академия театрального искусства объявляет набор на актёрский курс под руководством главного режиссёра Театра имени Ленсовета Гарольда Стрелкова. Педагогом по актёрскому мастерству будет дебютировать народная артистка России Анна Алексахина.


- Вы вступаете на неизведанную тропу - преподавание актёрского мастерства, выращивание артиста. У Вас есть ощущение риска, страха? Всё-таки резкая перемена жизни...
- Резкой перемены жизни я пока не ощущаю, потому что всё равно остаюсь в рамках своей профессии. А риск - да, конечно, мера ответственности высокая появляется. Я знаю, что буду относиться к этому делу с полной отдачей, по-другому для меня быть не может, иначе я бы не ввязалась в эту историю. 
- Давит или помогает то, что Вы становитесь продолжателем воспитания актёров в этом театре? Шесть курсов выпущены Игорем Петровичем Владимировым (Вы сами - выпускница третьего курса Мастера), несколько лет назад влился в труппу практически в полном составе курс Владислава Пази и Юрия Бутусова. И вот теперь - Вы с Гарольдом Стрелковым. Ведь актёрский курс, набираемый и взращиваемый при театре, - это совсем не то же самое, что обучение в аудитории на Моховой.
- Считаю, что такая практика - верная и самая продуктивная. Когда люди развиваются «при театре», для них потом, в начале уже профессиональной деятельности, не возникает пропасти между идеалами обучения и буднями практической жизни. Ломки не происходит при столкновении с реальностью, потому что в реальность закулисную они входят постепенно и естественно. Довольно часто бывает, что молодой артист - выпускник даже очень хорошей мастерской, ученик прекрасных педагогов, - при начале работы в неизвестной ему труппе теряется, зажимается, не может найти точку соединения производства и творчества. 
- Вы сами на каком курсе вышли на ленсоветовскую сцену?
- На втором, за пару дней ввелась на огромную роль Аси, дочки героини Алисы Бруновны Фрейндлих, в спектакль «Пятый десяток». Это было нервно, напряжённо, волнующе, но полезно. Мы с сокурсниками могли наблюдать повседневную жизнь театра, учиться отделять главное от наносного, поверхностного, необязательного. Многие из нас студентами «бросались» Владимировым в массовку и почитали это за великое счастье. Сейчас же часто бывает, что студент выпускается у хорошего мастера, показывает на дипломном спектакле талантливую работу, но приходит в театр с установкой: «Массовки играть зазорно, меня не для массовок учили». А где же учат артистов, чтобы они понимали, что любой выход на сцену - это сопричастность творческому процессу? Творческую личность видно в любой массовке. Мы в своё время просились, чтобы нас поставили в массовки спектаклей Владимирова «Левша», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья», завидовали тем, кто туда попадал. Надо к этой работе относиться, как к естественной части творческого пути. И, как правило, именно те, кто правильно чувствует и выполняет эту работу, потом становятся большими артистами. Весь знаменитый первый выпуск Владимирова прошёл через скоморохов и скоморошек в «Левше», через танцующих и поющих жителей Тобоссо и Толедо в «Дульсинее». А ныне они - народные артисты России, ведущие мастера нашей труппы Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Владимир Матвеев, Олег Леваков. Артистом можно стать только на сцене, чувствуя её, чувствуя дыхание зрительного зала. Нельзя стать артистом, сидя в гримёрке или буфете в ожидании крупной роли. 
- «Насмотренность» на мастеров во время обучения внутри театра тоже ведь важна.
- Конечно, возможность подсмотреть что-то на репетициях, на спектаклях дорогого стоит. Я помню, как стояла в «деревяшке» (первая кулиса на авансцене. - В.Н.) и жадно смотрела все спектакли подряд по многу-многу раз - Фрейндлих, Равикович, Дьячков, Боярский, Никулина, сам Владимиров... Ты можешь научиться понимать, когда даже у большого артиста получается сегодня роль, а когда в какие-то моменты жизнь на сцене идёт на холостом ходу, без вдохновения, на ремесле. Ещё очень важно, что курсом руководит главный режиссёр, с которым тебе потом, если тебя возьмут, в театре работать. Вы узнаёте друг друга уже в процессе обучения, он знает твои сильные и слабые стороны. Знает к тебе, твоей индивидуальности подход. И ты знаешь, что ему нужно, какими методами работы он пользуется, чтобы добиться результата. 
- Вы с Гарольдом Стрелковым - люди довольно разных актёрских школ. 
- Да, Гарольд - ученик Петра Наумовича Фоменко. Школа Фоменко - пожалуй, одна из идеальнейших школ для артиста, театр «Мастерская Петра Фоменко» - уникальный художественный организм, с единым мировоззрением. Постараемся совместить наши с Гарольдом умения и представления о профессии, дать студентам всё лучшее, чему нас научили наши мастера. Надеюсь, что помогут нам и лучшие педагоги Театральной Академии. У Гарольда Владимировича есть опыт преподавания, он был художественным руководителем актерско-режиссерского курса при Челябинской академии искусства и культуры, набранного для Сургутского музыкально-драматического театра. 
- Как Вы для себя формулируете: что такое актёрская школа Владимирова? 
- Острота сценического существования, броский актёрский стиль в любой работе, хоть в реалистическом материале, хоть в фантасмагории, то есть отточенная форма образа обязательна, не может быть ничего приблизительного, размазанного. Никакой невнятности. Юмор в любой, даже самой трагической роли, потому что в жизни всё перемешано. Поиск парадоксальных ходов, оценок, приспособлений ярких, неожиданных. Всё это - свойства режиссуры Владимирова, это он воспитывал и в артистах.
- Вот-вот начнутся консультации-просмотры желающих поступить на Ваш курс. Вы уже понимаете, что при отборе кандидатов не уйдёте от поиска в ребятах этих, только что перечисленных, качеств? Владимиров в своё время при наборе курсов за что на консультациях цеплялся глазом и ухом, Вы помните?
- Конечно, помню. У Игоря Петровича всегда были очень яркие курсы. Другое дело, что в силу загруженности собственно в театре он не всегда все индивидуальности отшлифовывал до конца, не успевал доводить качества конкретного студента до абсолюта. Для него при наборе главное было - разглядеть будущую актёрскую индивидуальность. Он мог принять человека просто за ярчайшую необычную острую фактуру, даже если этот человек читал из рук вон скверно. Он относился к актёрам, как к ярким краскам в своей палитре. Он был настоящим хозяином театра и знал, для чего ему будет нужен тот или иной человек. Бывало, конечно, и так, что огранка индивидуальности, таланта проходила уже в труппе, - ещё раз повторяю, у него не на всех студентов на курсах хватало времени и сил. Но самостоятельную работу над собой ведь тоже никто не отменял. Владимиров в своё время рассказывал нам про свой первый набор. Он проходил одновременно с набором курса Т.Г.Сойниковой, они сидели на турах вместе. И при зачислении не совпали практически ни по одному студенту. Пересеклись только на Мигицко. А так - спокойно поделили ребят. 
- Так сложилось, что Ваша дочь Катя Васильева поступила в Москве в РАТИ на курс к Сергею Женовачу и благополучно его окончила, работает в его знаменитом театре «Студия театрального искусства». Вы много бывали на занятиях, экзаменах этого курса. Что отличает школу обучения Женовача? Почерпнули ли Вы там для себя, как будущего педагога, что-то важное, нужное, незнакомое?
- У Женовача абсолютно отличающийся процесс обучения актёрскому мастерству. Метод этот уникален, и вряд ли его кто-то сможет полностью повторить, применить. Большая часть времени посвящается постижению будущим артистом своей собственной природы. С первого курса в каждого вдыхают веру в себя, как в неповторимую творческую личность. От этого у ребёнка, который пришёл со школьной скамьи, вырастают крылья, и ему всё по плечу. Процесс идёт предельно кропотливый, подробнейший, без всякого насилия. Ребятам «ставят вкус», как балетным - пальцы. Там не учат навыкам, там слово «ремесло» - ругательное. Человек потихонечку постигает сам себя. Насколько сегодня чувствуешь, можешь, - настолько и выдавай. Только не ври, не педалируй. Там учат не врать. Наше «не наиграешь - не сыграешь» для них - просто кощунство. Доходит до того, что Мастер курса не репетирует экзамен. Ребята показывают этюды, их разбирает вся группа мастеров-педагогов, отбирают самое интересное и говорят: «Вот это было хорошо, дорабатывайте, с этим пойдёте на экзамен». И студенты-режиссёры дорабатывают этюды со студентами-артистами, педагоги туда не вмешиваются. Ничего тебе не «ставят». И достигается прекрасный результат. Если соединить эти уникальные принципы с тем, как учил нас Владимиров, - получится просто идеальный артист, способный на любые творческие подвиги. 
- Что Вы посоветуете ребятам, которые сейчас готовятся к консультациям для поступления?
- Нужно просто в наш театр походить, посмотреть, понять, что именно этот театр тебе нравится. Что это - твоё, что ты хочешь именно с этим театром связать свою жизнь. Посмотреть спектакли «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Ревизор», «Night and day», «На всякого мудреца довольно простоты», «Испанская баллада». Подключиться к нашей стилистике на эмоциональном уровне. И - вперёд!
Беседу вела Вера Николаева