Top.Mail.Ru

Анджей Бубень: «В лучах. Совершенно неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри»

Надежда Кокарева,- «Театр +», 2021, № 17, ноябрь

Фигура великого ученого Марии Склодовской-Кюри редко становится объектом творческого переосмысления на сцене, хотя, казалось бы, материала хватит на несколько десятков спектаклей. Польско-российский режиссер Анджей Бубень исправил эту ситуацию и поставил в Театре им. Ленсовета пьесу известного польского с драматурга Артура Палыги «В лучах». Премьера, даже две, поскольку моноспектакль играет две совершенно разные актрисы, пройдёт 6 и 7 ноября. «ТЕАТР+» побеседовал с режиссером накануне первого показа.

 

- «В лучах» - ваша первая работа в Театре им. Ленсовета. Для вас это новый опыт?

– Работа не самая обычная, непростая, очень сильного характера, поскольку это международный проект Центра польско-российского диалога и согласия, который отмечает в этом году 10 лет, и Театра им. Ленсовета при участии Фонда «Театральная площадь». Это, во-первых, а во-вторых, это моноспектакль. Любой спектакль – это путешествие в неизведанное, наше путешествие еще не закончилось, оно увлекательное и необычное для всех сторон. Я получаю огромное удовольствие, хотя материал непростой и требовал от нас огромного усилия, чтобы его разгадать, понять превратить в энергию чувств и мыслей, которые нам казались правильными. И мы приближаемся к моменту, который покажет, что из этого получилось. Премьера 6-7 ноября. Поскольку играют две актрисы: одну – Валентину Сизоненко – предложил фонд, а вторую – Лауру Пицхелаури – выбрал я, то получатся, по сути, два разных спектакля, две равноправные премьеры.

Похожи по форме, но актрисы – разные люди, с разным опытом, разного возраста, поэтому возникают разные истории, что любопытно.

– Как появилась идея поставить эту пьесу на основе писем Марии Склодовской-Кюри? Почему эта фигура выбрана?

– Пьеса появилась достаточно давно, она известна в Польше, и писал её один из лучших польских драматургов Артур Палыга. Этот материал предложили поляки. Когда я перечитал пьесу, заинтересовался этим материалом, тем более, как оказалось, фигура Марии Склодовской-Кюри не очень известна для российского зрителя. Портреты в школах-то висят, но опрос среди моих студентов РГИСИ показал, что молодое поколение совсем не знает о ней, она для них открытие. Но если подумать, то история Марии потрясает. Она – единственная в мире (и по сей день) женщина, получившая две Нобелевские премии в разных областях науки: физики и химии. Кроме того, одна из её дочерей тоже получила Нобелевскую премию. В мировой истории – абсолютно уникальный случай. И сама ее жизненная философия очень попадает в молодых людей. Энергия, страсть к жизни, своей профессии, даже жертвенность ради профессии, молодежи сегодня этого очень не хватает. Она может стать кумиром для нового поколения. Если кому-то из наших зрителей захочется жить хоть немного по-другому или иначе взглянуть на свою жизнь, то мы не зря спектакль сделали.

– Мария Склодовская-Кюри - полька, родившаяся в Российской империи, то есть ее фигура способна объединить две нации, у которых очень сложные отношения в истории. Этот национальный момент Вы как-то используете?

– Нет, это, прежде всего, история человека. Тем более, в жизни Склодовской-Кюри был момент, когда она была вынуждена уехать в Париж, потому что в той части Польши, которая находилась под Российской империей, женщинам было практически невозможно получить образование. Если бы она не уехала, то не стала бы тем, кем стала. Для меня важен другой момент, то, что Склодовская-Кюри жила в абсолютно мужском мире, и как бы мы не старались, наш мир сегодня, по большому счёту, тоже является миром мужчин. Женщины борются за свои права, у меня три дочки, потому я тоже борюсь за права

женщин.

- Но Вы мужчина, Вы боретесь против себя?

- Не против себя, а за них. Очень узнаваемо сегодня, как Мария с мужским миром боролась, чтобы показать, что не гендерные признаки определяют уровень твоего таланта, знаний, фантазии,

воображения. Мозг не имеет пола. Страсти и эмоции тоже не настолько сильно связаны с полом, как нам кажется. В материале пьесы много интересных вопросов вне национальных вопросов. Я не из тех режиссеров, которые любят заниматься политикой в театре. Меня интересует человек и мир, в котором он живёт.

- Что лично вас заинтересовало в истории Марии Склодовской-Кюри?

- Это не история простой женщины, жизнь ее чрезвычайно богата на события. Пьеса, которую написал Артур Палыга непростая, с точки зрения и формы, и содержания. Она придумана как история писем, которые женщина пишет сама себе. 10 писем - с 18 лет до момента её смерти. При этом Палыга не ведёт линейный рассказ, перескакивает во времени, уходит вперед, возвращается, путает пространства, это для зрителя очень не просто. Во время работы над спектаклем мы даже составили календарь самых главных моментов её жизни, и оказалось, что от открытия ею полония до открытия радия и получения Нобелевской премии, за каких-то 10 лет, она пережила столько, сколько другому человеку хватило бы на несколько жизней! Встреча с Пьером Кюри, великая любовь, большие открытия, появление детей, рождение мёртвого ребенка, смерть мужа, борьба за признание, голод, холод, отсутствие денег. И при этом она повторяет, что она счастлива.

- Есть ответ, почему?

- Он спрятан между строк. Счастье в том, что в жизни есть настоящие цели, которые требуют от нас вложения всего себя, а не в том, чтобы купить машину или очередной цветной телевизор и квартиру побольше. Мы живем в то время, когда говорят, чтобы быть счастливым, надо быть богатым, здоровым и молодым. А ещё лучше соблюдать все правила рекламных агентств. Оказывается, что это не так. Счастье не в деньгах, оно находится в другом пространстве. И для молодых людей это интересно. И жизнь Марии Склодовской-Кюри – гениальный материал для актёрского существования, и для театрального рассказа ярче пример найти сложно.

- Но при этом её жизнь впервые стала объектом рассказа в театре.

- Да, но в кино о ней говорили, есть польский фильм, и английская, достаточно любопытная, версия, а на театральную сцену ее выводят впервые. Причём интересно и то, что Артур Палыга изучил всю биографию Склодовской-Кюри, прочитал её письма и дневники и на основе всех этих материалов создал пьесу «В лучах. Совершенно неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри». Эта пьеса обладает важным качеством - не показывает миф, мы не ставим памятник великому ученому, она показана как живой человек, который может любить, страдать, плакать, злиться. Этот материал очень художественный, сама пьеса не документальная, хотя в ней используются факты из жизни. Артур Палыга написал очень литературный текст, местами это ритмичная проза, которая имеет свою поэтику. Он взял терминологию химии и создал поэзию. В пьесе есть своя музыка, постановка далека от документального театра. Но при этом текст для чтения сложный, а для артистки… Я не знаю, как это выучить. Кстати, репетируя, мы изучали химию, все процессы, как добывается полоний и радий, чтобы самим понимать, что мы рассказываем зрителю. Хорошая литература, очень высокого качества драматургия – вызов для артиста и для режиссера. Самая непростая работа – так открыть этот текст, чтобы он перестал быть просто текстом про великую женщину, а стал произведением о живом человеке, и я надеюсь, что у нас это получилось.

- Спектакль будут играть две абсолютно разные артистки: Лаура Пицхелаури и Валентина Сизоненко. Почему ваш выбор пал именно на них? И какие качества помогают им создать образ великой женщины Марии Склодовской-Кюри?

- Мария была страстной женщиной и очень импульсивной. Актрису на эту роль мы выбирали осознанно, я долго думал, встречался с разными артистками и в итоге понял, что это должна сыграть Лаура, хотя бы потому, что нас интересует внутренний мир человека, а не внешность. Лаура похожа по темпераменту, по жизненному опыту, по взглядам, по философии, именно по страсти, потому что если нет страсти, то история становится недостоверной. Оказалось важно, чтобы линии жизни персонажа и артиста пересекались, тогда они связываются и оказывается, что эта история очень сильно пробивает, по крайней мере, женщин.

- А вторая актриса?

- Вторая – другая история. Она молода, и опыт у Валентины другой, ей было одновременно и сложнее, и проще справиться с ролью. Сложнее потому, что она этот текст играла в Польше по-польски, ей надо было убрать из головы то, что она делала раньше. Я не видел тот спектакль, но

понял, что там была абсолютно другая концепция. А проще потому, что когда тебе 25 лет, то ты в силу возраста максималист, хочешь рвать и метать. Там есть тот темперамент, который не надо доставать, специально находить, он на поверхности. У каждой из этих артисток есть свои личные моменты, которые помогают им справиться с ролью и влияют на то, что в постановке появляются разные акценты. Но мне оба варианта интересны, я буду наблюдать, что в какого зрителя попадает.

- «В лучах» - это моноспектакль, жанр особый. Как вы себя чувствуете в нем?

- «В лучах» - это не первый мой моноспектакль, были достаточно удачные и успешные. Жанр моноспектакля – это будто бы ты садишься с артистом в лодку и отправляешься в длинное путешествие, и тут никуда не деться друг от друга. Тут надо влюбиться в него, чтобы эта работа была увлекательной, иначе ничего не получится. И для артиста работа сложная, спрятаться негде и не за что. Он выходит на полтора часа на сцену и обязан держать внимание зрителя, так рассказать историю, чтобы она была не просто не скучной, но ещё и попадала в того, кто сидит в зрительном зале. При этом надо использовать принципы современного театра, чтобы это был не прошлый век и актерские изыски.

- Какие-нибудь открытия лично для себя вы сделали во время работы над спектаклем?

- Для меня главное открытие – это люди. Я знал Лауру, поскольку мы из одной школы, из одной академии, но мы никогда близко знакомы не были. И работа с ней для меня стала открытием, потому что одно дело, когда ты смотришь на артистку в спектаклях, совершенно другое – когда ты начинаешь общаться с ней в совместной работе, ты находишь те вещи, которые раньше не замечал – вот это самые любопытные открытия. Самое главное – встреча с человеком. Я всегда судьбе благодарен за то, что в моей творческой жизни встречаю удивительных людей.

Беседовала Надежда Кокарева