Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Андрей Прикотенко: «Пришла пора высказаться про проблемы союза полов»

Вера Николаева,- «Зрительный ряд», 2009, № 19, 1 - 15 декабря

За спиной режиссёра Андрея Прикотенко яркие работы в Театре «На Литейном», увенчанные золотыми «Софитом» и «Маской», спектакли в Орле, Новосибирске, Москве. Вернувшись в родной город после плодотворной работы худруком в Рижском русском театре им. М.Чехова, он поставил «Лерку» и «Тартюф» в «Балтдоме», а нынче готовит премьеру в Театре имени Ленсовета - 18 и 19 декабря здесь сыграют спектакль «Чехов. Водевиль». 
Кор. Вы часто в интервью говорите, что Вам в театре нравится быть рассказчиком историй. Какую историю вместе с Чеховым Вы поведаете нам на этот раз?
- Жил-был человек, решил жениться, осуществил задуманное, а через 33 года ему пришёл конец. Фабула не слишком захватывающая. Коллизии и столкновения пойдут в нашем спектакле на уровне характеров, сплетения тем и жанров. 
Кор. Юбилейные дни подтолкнули Вас к «коротким» пьесам Чехова, или тема зрела давно?
- Эта задумка бродила во мне давно. Но я не могу сказать, что в моей голове есть законченная сентенция, некий слоган, который бы исчерпывающе объяснил сверхзадачу спектакля. Если позволить себе примитивизм в формулировках, то спектакль, который мы делаем, - против брака. Про то, что жениться нельзя ни в коем случае. Про то, что сообщество людей разного пола под одной крышей разрушает обоих, а мужчину - в особенности. Брачный союз противоречит законам природы.
Кор. Весьма боевая сентенция. Вызывающая на спор. 
- Думаю, что очень большое количество людей меня поддержат в этом бою. 
Кор. То есть для продолжения рода человеческого совсем не обязательно вступать в брачный союз?
- Конечно. Но я не призываю отменить институт брака. Ведь в этом вопросе есть совершенно с точки зрения логики необъяснимая обратная сторона. Почему «милые бранятся - только тешатся»? А ведь это правда. К сорока годам (моим), видимо, пришла пора высказаться про проблемы союза полов. 
Кор. Вы вынесли жанр - «водевиль» - в заглавие спектакля. Но, судя по Вашим невесёлым размышлениям, история скорее трагикомична.
- Да, история всякого бракосочетания трагична. 
Кор. В одном из Ваших интервью меня заинтересовала мысль о том, что «русскому артисту не свойственна трагедия. Мы - равнинные люди, а в равнине есть сентиментальность». Для Вас русский человек действительно по природе своей немножко вяловатый, философствующий, слезливый мечтатель? 
- Конечно, без рефлексии классического русского героя представить себе трудно. Даже Хлестаков рефлексирует.
Кор. У Вас в спектакле один герой объединит три сюжета. Он будет идти от вожделенной женитьбы в «Предложении» через суматошные события повседневности в «Юбилее» к горькому размышлению о сломанной, исковерканной судьбе в монологе «О вреде табака». Вы пришли именно в Театр имени Ленсовета с этой идеей, потому что нашли в труппе протагониста, архетип «брачащегося» (как нынче велено говорить) мужчины?
- Мне давным-давно уже обаятелен артист Саша Новиков. И не только своими психофизическими данными и талантом, но и человеческой природой. Ему интересен театр во всех его проявлениях. Он смотрит практически все работы коллег в городе. Он заражён театром, и это вызывает огромное уважение.
Кор. Станет ли разговор о бедах жизни в браке лирическим монологом артиста Новикова? Он вообще на Вашей стороне в этом вопросе?
- Я никогда не перехожу на «личности» в работе с артистом. Мы обсуждаем и строим спектакль на уровне темы, не влезая в потаённые уголки души друг друга. 
Кор. Но в финале, в сцене-монологе «О вреде табака», герой должен же выйти на личностное лирическое высказывание, довести нас, что называется, до слёз? Равнинная сентиментальность должна сыграть свою роль?
- Я надеюсь, что для Саши эта работа станет этапной, как ни громко это звучит. В целом мы строим добродушный спектакль, с нежностью ко всем персонажам, с тайным признанием в любви к слабому полу, потому что без них всё равно нам, мужчинам, никуда и незачем. Мы надеемся, что получится спектакль с сочетанием, казалось бы, несочетаемых жанров - трагедии и водевиля. Я чувствую, что именно это контрастное соединение сегодня должно по-настоящему удивить, вызвать настоящую эмоцию, энергию в зрительном зале. Идти традиционным чисто водевильным путём скучно самим артистам. Хотя ленсоветовцы это прекрасно умеют, да и зритель кушает с удовольствием. Но на первых же репетициях стало ясно, что такой ход «не зажигает» никого. 
Кор. Трагедия не отменяет чувства юмора, в каждой подлинной трагедии нужен свой Шут и сцена с Могильщиком. 
- Да, именно такое сочетание будоражит артиста, вызывает живые связи на площадке. И возникает то, чем хочется поделиться с людьми в зале. Для меня спектакль - всегда диалог, я не режиссёр монологов. 
Кор. Визуальный ряд спектакля будет «чеховским» по времени, никаких прямолинейных осовремениваний не предвидится?
- Более того, мы попытаемся создать подробную бытовую среду, с огромным количеством мелких деталей, нюансов, дотошную до кинематографичности. На сцене будет, если можно так выразиться, организованный хлам в стилистике 19 века. 
Кор. Модное слово «ретро» напрашивается. Попытка поиграть в жизнеподобный театр сегодня прямо-таки революционна. С другой стороны - близко к мысли Чехова о том, что люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы.
- Но медлительность течения жизни нашему спектаклю противопоказана, эти чеховские пьесы подразумевают бешеный темп, сумасшедший ритм, поскольку характеры персонажей взрывные, истерические, ситуации острые, взвинченные. Герой - неуклюж, но атмосфера вокруг него постоянно пульсирует, что-то всё время падает, взрывается. Сейчас мы на самом увлекательном этапе - сочинении партитуры спектакля. 
Кор. Вы - один из немногих режиссёров вашего поколения, который побывал в должности художественного руководителя большого театра, Театра русской драмы в Риге.
Такая мера ответственности меняет режиссёра?
- Надо уж совсем рядом жить с собственной жизнью, чтобы оценить, как ты меняешься. Конечно, это - колоссальный опыт. Совершенно отличный от того, когда ты просто приезжаешь в другой город ставить спектакль. Тогда тебя любят, дружат с тобой, соглашаются на все твои придумки. И - забывают о тебе в одночасье. От худрука требуется другое знание театра. Но на сегодняшний день у нас плавно поменялась театральная система. Нужно признать, что, к сожалению, институт главного режиссёра или худрука-режиссёра постепенно перестаёт быть востребованным. 
Кор. А систему театра-Дома, с постоянной большой труппой и разнообразным репертуаром, в отечественном театре сохранять нужно?
- Конечно, чего же бросаться уникальными достояниями, исторически сложившимися структурами. Но теперь театр-Дом возглавляют и берегут директора-менеджеры. И это, конечно же, приводит к нивелированию индивидуальностей театральных трупп. Власти в сегодняшней экономической ситуации удобнее, когда театр возглавляет подотчётный деловой человек, а не непредсказуемый художник с закидонами, кризисами, непредвиденными экспериментами, неудачами и поисками новых форм. 
Кор. Да, директор как комиссар при худруке - такая схема сегодня экономически убыточна. Вдруг не сработаются, а бюджетные средства уже утекли на эксперименты. 
- Но власть при этом забывает (или её просто это мало волнует), что директор-менеджер не может быть творческим, художественным лидером. Мы знаем театр Товстоногова, театр Владимирова, театр Захарова, театр Додина, театр Някрошюса, но не знаем театр директора такого-то. Нет такого понятия в художественной театральной среде. Отличные директора есть, но Театр как художественную единицу с «лица необщим выраженьем» они сочинить не могут. 
Кор. Да уж, количество интересных спектаклей, сыгранных хорошими артистами, собранными в одном здании, не создаёт Театр. Но бытует мнение, что вашему поколению и не хочется брать на себя ответственность за огромный неповоротливый коллектив, что-то строить ежедневно, через тернии и порой, не будем закрывать глаза, - внутритеатральные дрязги. Что вам удобна система - приехал-поставил-уехал, да ещё и «Маску» или «Софит» получил. Юрий Бутусов вот ведь так и не стал в Театре имени Ленсовета худруком после безвременно ушедшего из жизни Владислава Пази. А был у городских властей кандидатом номер один. 
- Мне неизвестны все нюансы этой истории. Но, думаю, главный вопрос для режиссёра Бутусова, как и для любого режиссёра, размышляющего - брать или не брать большой театр в художественное управление, стоял в степени полномочий. Что можно, а что нельзя. Без свободы действий брать такую должность бессмысленно и глупо. Погубить себя и ничего не дать людям. Если с тебя будет спрос, то должны быть гарантированы рычаги управления художественным процессом. И неправда, что наше поколение боится ответственности, что нам нравится жить исключительно на вольных хлебах. Но и в клетке творческими лидерами не становятся. 
Беседу вела Вера Николаева

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр