Top.Mail.Ru

Андрей Прикотенко: «Обвинять - это не по-чеховски»

Жанна Зарецкая,- Сайт «Фонтанка.ру», 2009, 17 декабря

Завтра в Театре им. Ленсовета премьера. Спектакль «Чеховъ. Водевиль» выпускает режиссер Андрей Прикотенко: экс-главреж рижской Русской драмы, вернувшийся в Петербург, где весьма успешно начинал в 90-х. Новые петербургские работы Прикотенко приятно удивляют внятностью режиссерской мысли. В премьерном спектакле три коротких чеховских пьесы - «Предложение», «Юбилей» и монолог «О вреде табака» - превращены в вехи судьбы одного персонажа.

- Андрей, из интервью, которые вы уже дали, я в курсе главной идеи вашего чеховского спектакля: о том, что брак разрушает мужчину, лишает его внутреннего стержня да и вообще личности. Откуда взялись такие радикальные мысли?
- Брак - слишком непростая категория. Говорить о нем как об идеальном понятии так же сложно, как и о том, что он противоестественен. Конечно, в нашем утверждении довольно ощутим элемент игры. Театр - не тот институт, который может всерьез что-то утверждать или отменять.
- Вы ставите спектакль про частный случай или про психологическую закономерность?
- Конечно, про частный случай. Законов в браке вообще не бывает. Слишком много исключений. Ну а, кроме того, наше смелое утверждение - еще и рекламный ход. Закончится-то наш спектакль семейным счастьем, как вы догадываетесь.
- Не догадываюсь. Я думала, все закончится монологом «О вреде табака», где фигурирует муж своей жены, лишенный не то что мужских, а и многих человеческих признаков.
- Нет, конец будет совершенно другой.
- А как внутри Театра имени Ленсовета чувствует себя молодая актриса Ульяна Фомичева, которую вы пригласили сыграть главные женские роли во всех частях спектакля? Мне всегда казалось, что труппа ленсоветовцев довольно герметичная и не очень-то расположена допускать в свой круг посторонних.
- Да, есть такое обстоятельство. Но Ульяна как-то на удивление легко вписалась в эту компанию, она обласкана старожилами и работает очень хорошо.
- Героя-протагониста играет Александр Новиков. До сих пор вы с этим артистом ни разу не работали. Почему вы выбрали именно его? Какие его черты подошли к вашей истории?
- Он умный, тонкий, ранимый, нервный, интеллигентный. Настоящий чеховский герой. И при этом он почему-то никогда не играл Чехова - только в институтские годы, какие-то эпизоды. Мне это показалось неправильным. 
- Декорации, насколько я знаю, - тоже ваши? Как бы вы определили место действия: пространство бытовое или условное?
- Декорации мои, но мне помогает штатный художник театра Мария Брянцева. Действие происходит в четырех местах. Но все это - реальная, бытовая среда, очень подробная.
- Куда все-таки склоняется действие - к комедии или к драме?
- Вот этого я пока не могу сказать. Одноактовки Чехова - это ведь не водевили, это скорее нечто среднее между драмой и фарсом. Но мы хотим дотянуть действие и до трагических нот. «О вреде табака» - это чисто трагическое произведение. Можно на него посмотреть и как на мелодраму - просто пожалеть героя. Но нам это неинтересно.
- Обвиняете ли вы женщину в тех страшных метаморфозах, которые происходят в процессе семейной жизни с мужчиной?
- Ни в коем случае. Обвинять - это не по-чеховски. Да и мне позиция обвинителя не близка. Никого в жизни нельзя винить, кроме себя самого. В этом, кстати, разница между трагедией и драмой: драма - это когда человек виноват сам, трагедия - когда его судьбой управляют боги. Чехов - это драма. А когда я говорю о трагических нотах, я имею в виду неслезливую интонацию.
- А вы сами как себя чувствуете в Театре имени Ленсовета?
- Отлично. Это такой упругий театр, настроенный на работу. Там и в самом деле до сих пор ощущается дух Игоря Петровича Владимирова, но он не мешает, не тянет в прошлое, а постоянно подпитывает творческую энергию, театральность в самом хорошем смысле. У нас не возникает никаких проблем: мы репетируем столько, сколько нужно, никто не ноет, не смотрит на часы. Такое сейчас редко где встретишь. Кроме того, в этом театре очень крепкий обслуживающий персонал - все цеха работают слаженно и четко. 
- В Петербурге большой дефицит режиссеров на руководящих театральных постах. А вы между тем выбрали позицию свободного художника - притом, что опыт руководства театром у вас имеется. Это принципиально? До конца года вы не рассматриваете предложений о том, чтобы возглавить какой-нибудь городской стационар?
- Я рассматриваю любые предложения. Но пока существующая позиция меня вполне устраивает. И до конца сезона она точно не изменится.

Беседовала Жанна Зарецкая