Top.Mail.Ru

АНДЕРСЕН, НЕ ПОЗНАВШИЙ ЛЮБВИ

Елена ДОБРЯКОВА,- «Невское время», 2006, 20 декабря

О новом фильме Эльдара Рязанова рассказывает исполнитель главной роли Сергей Мигицко


Андерсен сопровождал каждого из нас в детстве. Он был и остается популярнейшим сказочником в мире. И недаром самая известная анимационная лента знаменитого Уолта Диснея - именно "Русалочка" по Андерсену. Грустные, поучительные, добрые, волшебные, полные очарования и любви, порой и вовсе не со счастливым финалом сказки будто живут в нашем подсознании всю жизнь: "Снежная королева", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Соловей", "Волшебный холм"... Но мало кто из нас задумывался о том, как жил этот великий Король сказок? Был ли счастлив и удачлив в жизни? Вот потому так удивляет название готовящегося к всероссийскому показу - с 21 декабря - художественного фильма Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Почему без любви? Того, кто так много и так талантливо говорил о ней, жизнь обделила любовью?
Многие разгадки зритель, конечно, получит, посмотрев этот фильм. Исследователи утверждают, что Андерсен влюблялся часто, но умер девственником. Сам себя сдерживал, останавливался, убегал от разгоравшейся плотской страсти... У гениального Андерсена было низкое происхождение, на что указывало окончание его фамилии "сен" - он был сыном бедного башмачника и прачки. И в то же время он был приближен к королевскому двору. В Дании его презирали, а за пределами своей страны он дружил с такими великими личностями, как Гейне, Диккенс, Гюго, Дюма, Вагнер, Шуман, Россини, Лист. И страдал и мучился от своего плебейства: когда в театре с успехом шли его пьесы, он имел право сидеть в зале на местах, которые предназначались для простого народа - ложи аристократов были для него недоступны... 
Корреспондент "НВ" встретилась с исполнителем главной роли в фильме "Андерсен. Жизнь без любви" - актером Театра имени Ленсовета, народным артистом России Сергеем Мигицко, чтобы поговорить, в чем разгадка гения Андерсена, как шла работа над ролью, чему учит этот фильм.

"НИКАКОГО АНДЕРСЕНА Я НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ"

- Сергей Григорьевич, вас раньше не видно было в фильмах Рязанова. Это ваш дебют у знаменитого создателя "Иронии судьбы..."?
- Да. Я знал Рязанова, но не по работе. А тут как-то по осени в 2004 году мы случайно встретились в Питере. И он взял и с ходу предложил мне маленькую, но, как он сказал, очень симпатичную роль Мельхиора в его картине про Андерсена, к съемкам которой он как раз готовился. Выслал мне сценарий, который написал вместе с Ираклием Квирикадзе. Шикарный материал, редко с таким сталкиваешься. Я, конечно, согласился приехать на пробы в Москву. И когда меня загримировали, то открылась удивительная вещь: и оператор, и помощник режиссера, и художник чуть ли не в один голос стали утверждать, что я очень похож на самого Андерсена. Тот тоже был высок, худ, длиннонос, при этом был некрасив, но обаятелен. И первое, что спросил Рязанов, - нет ли у меня сына? Я ответил, что вырастил только дочь. И посоветовал взять на пробы актера Ленкома Стаса Рядинского. Уже много лет мы постоянно шутили по поводу нашего внешнего сходства. В итоге его так же, как и меня, утвердили на роль молодого Андерсена.
- Чем для вас явилась эта работа?
- Такую роль, какая выпала мне в этой картине, актеры, может быть, ждут всю жизнь. И я дождался! Правда, возникли некоторые проблемы со временем, я, честное слово, не знал, как буду успевать и в театре играть, и в картине сниматься, я боялся подвести Рязанова. Это я с виду разгильдяй. А вообще я человек очень ответственный. Но Эльдар Александрович мне в один момент составил четкое расписание: в 8.30 подъем, с 9.00 до 17.00 съемки, в 19.00 работа в театре, в 23.00 репетиции, заучивание роли, в час ночи - сон. Я никогда не видел такой скорописи! Вот ищу этот листок как документ эпохи - не могу найти.
- Сложно было вживаться в образ сказочника?
- Непросто. Ведь никто не знает, каким был Андерсен, мы можем только догадываться. Но, безусловно, это был очень неординарный, неоднозначный человек. Рязанову было интересно исследовать талант Андерсена, парадоксы его души, его судьбы. У Андерсена были серьезные проблемы: как пишут исследователи его жизни, он не познал женской любви. И из-за этого страдал. Никто, повторяю, никто не знает, каким был Андерсен. Одной датчанке показали любительскую съемку, и там мой Андерсен двух детей подбрасывает вверх. Она сказала, что этого быть не может: Ганс Христиан был очень субтильный, он бы и одного малыша не поднял. Если говорить о его любви к женщинам, то, согласно фильму, Андерсен любил только одну - Енни Линд, известную шведскую певицу, но Енни ему отказала. Моя актерская задача была показать страстную любовь Андерсена к певице, которую, считаю, блестяще сыграла красивая и обворожительная Женя Крюкова. А ее задача была показать, почему она отвергла знаменитого писателя. По этой версии, после их расставания Ганс Христиан Андерсен больше никогда к женщинам не подходил.

"У НАС С РЯЗАНОВЫМ НЕ САХАРНЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ"

- Говорят, Рязанов во многом снимал себя?
- Не знаю. Эльдар Александрович тоже обнаженный человек. Он мужик, несмотря на годы, именно мужик с большой буквы. Представляете, сколько он прошел преград, миновал островов и океанов - не сразу же он стал Рязановым! Думаю, это действительно исповедальная картина. Хотя в отличие от Андерсена у Рязанова есть семья, любимая жена, друг, сподвижник Эмма Валериановна. Но, видимо, что-то здорово перекликается. Прежде всего Эльдара Александровича волновала тема зарождения таланта, его развития, непростого пути гения. 
- С чем неожиданным пришлось столкнуться на съемочной площадке? 
- Я должен был постигать в моем возрасте, а я уже не мальчик, за пятьдесят как-никак, различные навыки. Надо было довести до блеска танец, который был уготован нам со Стасом - Ученого и Тени. А танец ставил не кто-нибудь, а солист Большого театра Владимир Васильев. Смотрел он на нас глазами профессионала - и надо было танцевать или очень хорошо, или никак. Потом пришлось учиться сидеть в седле - это когда я играл датского короля в сказке "Калоши счастья", которая вкраплена в ткань фильма. В промежутках между съемками и спектаклями ходил в конно-спортивную школу - первый же рысак меня из седла выбросил. А потом учился кататься на коньках, а я вставал на них единственный раз в далеком детстве. Я столько раз на катке ударял себе колено, что вот оно теперь гудит, как проклятое. Но я готов был все это претерпевать, потому что рядом был настоящий художник, Мастер, была вся эта идея.
- Каков Рязанов на площадке? 
- Ужасно требовательный, даже жестокий! Ни минуты опоздания. Если кто-то выбивался из графика, он жутко нервничал. Просто какое-то упорство до изнеможения. И у меня были с ним не сахарные отношения. Как-то жутко разболелись глаза, и я закапал капли. Глаза у меня стали подрагивать в кадре и вообще плохо открываться. Как назло, в этот день надо было снимать крупным планом мое удивление - я должен был широко открыть глаза. А это не получалось. Рязанов бился со мной несколько часов, пока я не пошел не промыл все эти капли и не открыл глаза так, как надо. Но на него я не мог обижаться. Он все выносил, как и актеры, - холод, жару, голод, усталость. Но это было счастье - работать с Мастером. Когда закончился месяц съемок в Петербурге, я заскучал на следующий же день.

"Я СТАЛ СЕРЬЕЗНЕЙ ПОСЛЕ ЭТОЙ РОЛИ"

- Вы могли внести что-то свое в прочтение роли?
- Скорее Рязанов что-то постоянно вносил, видя новые ракурсы, новые повороты. Он очень неспокойный человек в смысле творчества. На мой взгляд, на площадке было бы полезно поприсутствовать молодым режиссерам - многому бы научились. Это как мастер-класс. Посреди сцены что-то Рязанову в голову придет - и вот он тебя сказку заставляет заучивать. К завтрашнему утру, пожалуйста.
- Как долго и где велись съемки?
- Фильм снимался ровно год - с мая 2005-го по май 2006-го. Съемки проходили в Питере и в Москве. Хотели в Дании, но поняли, что бюджет картины не позволит - куча массовых сцен, множество эпизодов. Затратная картина. Режим благоприятствования в Петербурге был везде, где снимали: в Юсуповском дворце, Инженерном замке, во дворцах Пушкина. Конечно, это прежде всего из-за притягательной личности Эльдара Александровича. А в Москве снимали в павильонах "Мосфильма", в Подмосковье, королевские сцены - в Шереметевском дворце. Да, еще в Кронштадте были съемочные дни - там как раз я увидел очаровательного шестилетнего Андерсена - сына Димы Харатьяна Ванечку. Но совместных сцен у нас с ним не было. 
- Вы посмотрели фильм?
- Да, и не раз.
- Как вы определите жанр этого фильма?
- На мой взгляд, это притча, фантастически красивая и сложная. Это семейное кино, оно интересно и взрослым, и детям. Там есть несколько откровенных сцен, но если учесть, какой поток пошлости и безвкусия льется к нам с кино- и телеэкранов, то эти откровения очень достойные.
- Эта роль как-то повлияла на ваше мировоззрение? Вообще роли могут менять актера?
- Да, могут. Вы знаете, я эту роль определяю для себя как этапную. Я после нее стал намного серьезнее.

ЗА КАДРОМ

В один из съемочных дней снималась прогулка в море Енни Линд и Ганса Андерсена. Кораблик застрял в волнах Финского залива: сильный встречный ветер никак не позволял судну причалить. А вечером Мигицко должен был играть в спектакле "Интимная жизнь" в ДК им. Горького. 
В половине седьмого он дозванивается по мобильному до Миши Боярского, описывает всю ситуацию и просит выручить - выйти к зрителям и как-то потянуть время. Михаил Сергеевич человек такой: чем сложнее перед ним ставится задача, с тем большей готовностью он ее выполняет. Таким образом, в семь вечера Боярский выходит к зрителям с гитарой, говорит: "Добрый вечер". Объясняет, что сейчас его друг народный артист России Сергей Мигицко борется с волнами в бурном море, потому как снимается в фильме про Андерсена. Рассказывает попутно творческую биографию Эльдара Рязанова. Потом поет "Пока, пока, покачивая перьями на шляпе". И так на час. Мигицко, который все-таки на машине домчался до ДК, вылетает на сцену, падает перед Боярским на колени в знак благодарности, и все это зритель видит. Михаил допевает "Мерси боку", красиво удаляется со сцены, и через несколько минут начинается спектакль. 
Таким образом Боярский доказал, что он отличный друг. А зритель в тот вечер получил двойное удовольствие: и концерт послушал, и спектакль посмотрел.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА