Top.Mail.Ru

«АМЕРИКАНСКИЕ МЕЧТЫ» ТЕАТРА ЛЕНСОВЕТА

Дарья Вершинина, «PROсцениум», 2008, № 3, март.

На малой сцене театра им. Ленсовета мечтает по-американски, а вернее, по-польски петербургский режиссер Роман Ильин. Премьеру спектакля по произведению польского писателя Казимежа Брауна «Американские мечты» по достоинству оценили зрители - аншлагом в кассах и переполненным залом малой сцены. 
«Американские мечты» - драматическая история двух польских эмигранток, безработных актрис - матери и дочери. В чужой стране они примеряются к чужому для них образу мыслей, к далекой и манящей иллюзии, которая влечет их светом софитов, громом аплодисментов, признанием и успехом, - всеми атрибутами воплощенной мечты. Они скитаются по Америке, покинувшие и покинутые, гонятся за «американской мечтой», надежды на которую врываются в их жизнь, даже когда они понимают абсурдность и нелепость подобных мечтаний для них - полячек по происхождению, а значит и по образу мыслей, и по образу чувств. Но они понимают это только тогда, когда уже невозможно обманывать себя и представляться тем, кем на самом деле не являешься. Так возникает вопрос: «Кто же мы такие?». Наверняка подобным вопросом задавался и автор пьесы Казимеж Браун. Ведь пьеса родилась неслучайно. Браун, как и его герои, уехал жить в Америку и на себе ощутил трудности эмигрантской жизни. 
В отношениях героинь не все гладко. Претензии, непонимание, взаимные упреки, нежелание слушать и слышать друг друга... Казалось бы, совместные переживания, горе должны сплачивать, но и мать, и дочь закрыты каждая в своем собственном мире. Игра - единственный способ существования героинь. Под маской можно спрятать отчаяние, горе, беспомощность, поэтому они преувеличивают, играют друг перед другом, но именно так они находят общий язык, именно так они понимают друг друга. 
Дуэт Натальи Немшиловой и Алены Барковой - живой и жизненный, ведь перед зрителями настоящие мать и дочь. В спектакле дочь в сердцах говорит о своей ненависти к театру, о том, что этот выбор был сделан не ею, а матерью - профессором высшей театральной школы. В жизни все совсем по-другому. Алена сама пришла в театр, и не по стопам родителей, а самостоятельно и осознанно, уже получив первое филологическое образование и имея опыт работы гидом. Любопытно, что первый спектакль Алены «Пикник с Алисой» основан как раз на предшествующем опыте: молодая актриса проводит зрителям экскурсию по Лондону на совершенном английском языке. 
На протяжении всего действия в «Американских мечтах» идет подготовка к прослушиванию, которое в итоге не состоялось. Путевка в богатую и красивую жизнь досталась кому-то другому. Такая неудача привела, казалось бы, к краху последних иллюзий и надежд, но вместе с тем и к пониманию себя, своих корней и связей. Теряя «мечту», они обретают друг друга, находят точки соприкосновения, понимают, что они - мать и дочь, что они семья, а вдвоем уже не так страшно, не так одиноко и не так горько.
И все-таки, несмотря на видимую понятность и, казалось бы, очевидность замысла, в итоге, а вернее, даже в самом начале, сразу после просмотра спектакля, задаешься вопросом: «о чем кино-то?». И мне показалось, что обо всем или, по крайней мере, об очень многом. Вплетенные в основное действие истории, совершенно разные - от рассказа о работе прислугой и до сыгранной сцены из «Макбета», - нанизываются, как бусинки на нитку, вплетаются в основную мысль и помогают найти себя, свою тему, свое наболевшее. 
Дарья Вершинина, студентка Университета кино и телевидения.