Сегодня в Театре имени Ленсовета праздник. И не простой, ибо любая премьера, труд большого коллектива - всегда волнения, приподнятая атмосфера, праздник. Но у ленсоветовцев сегодня подлинное событие. Двойной или даже тройной праздник. Премьера спектакля по пьесе Э.-Э. Шмитта "Оскар и розовая дама", где в главной и единственной роли накануне своего юбилея выступит несравненная, божественная - остальные эпитеты подберите сами - Алиса Фрейндлих. Накануне премьеры мы побеседовали с главным режиссером и постановщиком спектакля Владиславом Пази. - Как возник замысел этого спектакля?
- Когда я только пришел в Театр Ленсовета, одной из моих заветных идей было возвращение Алисы Бруновны на эти подмостки. Я сделал несколько предложений, что-то ее заинтересовало, что-то не очень, но по разным причинам совместная работа не получалась. А когда мне в руки попалась пьеса Шмитта - первая мысль была, что ее должна играть Фрейндлих, и никто другой.
- Что это за пьеса?
- Современный драматург Эрик-Эммануил Шмитт, нашему театру он близок, мы поставили его драму "Фредерик, или Бульвар преступлений". А эта пьеса совсем не проста. Скорее даже не пьеса, а проза, но написанная в расчете на театр. Не буду пересказывать сюжет, скажу только, что пьеса создана для мощной актрисы. Собственно, первоначально она и предназначалась для всемирно известной Даниэль Дарье, сыгравшей ее в театре Елисейских Полей два года назад. Кстати, Шмитт собирался к нам приехать на премьеру "Фредерика". Но не приехал, потому что в те же дни состоялась премьера "Розовой дамы".
Так вот, мне сначала просто понравилось название пьесы. Потом Ирина Мягкова ее перевела, я прочел и понял, что это "то самое". Предложил Алисе Бруновне, и она загорелась. Тут подоспел и юбилей...
- Все сошлось?
- Совершенно верно, все сошлось. Но пьеса эта - серьезное испытание для актрисы. Практически Фрейндлих будет одна на сцене на протяжении двух с лишним часов. И хотя персонажей в этой пьесе много, на сцене она будет одна. Это просто очень тяжелый труд, серьезный, кропотливый. Большая часть этого пути уже пройдена, и я надеюсь, что в результате родится что-нибудь вдохновенное.
- А когда вы познакомились с Алисой Бруновной?
- Точно не помню, но, вероятно, сразу же после прихода в Театр Ленсовета. До этого, конечно, как все мы, был просто восхищенным зрителем ее спектаклей. Помню еще ее первые роли в Театре Комиссаржевской, где она играла мальчиков - Гога в "Человеке с портфелем" Файко, "Светите звезды" - она играла беспризорника. Помню, хотя был еще школьником, ее выпускной спектакль, сыгранный на Моховой, - "Мораль пани Дульской". Тогда впервые и стало ясно, что это за актриса. Потом последовали ее работы в спектаклях Игоря Владимирова, еще до Театра Ленсовета. А дальше все ленсоветовские триумфы - "Ромео и Джульетта", и "Укрощение строптивой", и "Таня", и "Пигмалион", "Люди и страсти"... Ну что говорить... это надо было видеть...
- Что за тип актрисы - Алиса Фрейндлих?
- Ну, во-первых, в высшей степени профессиональная актриса. В самом лучшем смысле слова. Своим отношением к делу она всех вокруг дисциплинирует. Меня в том числе. Дисциплинирует не в том смысле, что наводит дисциплину. Просто не было случая, чтобы она опоздала хоть на минуту, чтоб не подготовилась к репетиции или не знала, чего хочет добиться на сегодняшней репетиции. И еще - она абсолютно замечательный партнер. Она всегда открыта, всегда в диалоге. От нее не услышишь: "Вот здесь мне удобно, а здесь мне неудобно..."
- Не звездит, как теперь говорят?
- Никогда! Скажу парадоксальную вещь - в этом спектакле она одна на сцене. Но вы почувствуете, что это ансамблевый спектакль, потому что Фрейндлих очень чутка к своим партнерам, ко всем, кто занят в спектакле, - от меня, постановщика, до художника по свету и любого другого участника.
Потом Алиса Бруновна - актриса очень умная. Она не рассчитывает на наитие, мы с ней много работали за столом, во всем разбирались. А дальше, когда нами все разработано и разобрано, возникает импровизационное самочувствие, и актриса начинает раскованно творить. И тут появляются ее изумительные подарки, находки, озарения.
- Это будет не просто бенефисный спектакль?
- Он бенефисный в том смысле, что это замечательное событие - сам факт, что на наши подмостки возвращается Алиса Фрейндлих. Событие и для театра, и для города, и для самой Алисы Бруновны. Но этот спектакль останется в нашем репертуаре и будет регулярно идти на сцене.
- Можно предполагать, что альянс продолжится?
- Что касается меня и театра, мы, конечно, были бы счастливы, если бы эта работа имела продолжение. Но тут, разумеется, как решит Алиса Бруновна и как жизнь распорядится. Хотя Фрейндлих всегда подчеркивает, чтоб не было никаких двусмысленностей - что она остается актрисой Большого драматического театра. Мы просто ее первая родина!