Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Алиса Фрейндлих: "Я всегда целюсь в неведомое"

Дмитрий Савельев,- «Известия», 2005, 12 апреля

В Центральном доме кинематографистов прошла премьера фильма Константина Худякова "На Верхней Масловке" по повести Дины Рубиной, главную роль в котором исполнила Алиса Фрейндлих. Главная героиня повести и фильма - глубокая старуха Анна Борисовна, скульптор, ровесница века. В молодости она пила кофе в парижских кафе вместе с Амедео Модильяни, а в конце восьмидесятых, когда происходит действие картины, доживает свой век в неуютной мастерской-квартире. Приютив у себя закомплексованного и неуспешного Петю, по профессии театрального режиссера, в три раза ее моложе. Корреспондент "Известий" Дмитрий Савельев встретился с Алисой Фрейндлих после премьеры.
известия: Алиса Бруновна, для вас возрастные роли, если я ничего не путаю, совсем не новость. Вы с них начинали - еще до Театра Ленсовета, даже Комиссаржевки - в театральном институте. Это так?
Алиса Фрейндлих: Это так, вы ничего не путаете, наоборот, все хорошо знаете. Даже сбили меня - я только приготовилась вам сказать, что ролью Анны Борисовны закольцевала свою актерскую судьбу.
известия: Думаю, мысль о кольце - явно преждевременная.
Фрейндлих: Хорошо. Я действительно начинала со старушек, причем еще в драматическом кружке. Играла Феклушу и сумасшедшую барыню в "Грозе". Ну а потом, в институте, среди моих дипломных работ тоже были старушки: Татьяна-скотница из "Осенней скуки" по Некрасову и Зобунова из "Егора Булычова и других". Так что был у меня такой опыт. Но потом я вернулась к девчонкам и долго-долго с ними не расставалась.
известия: А как же Селия Пичем в "Трехгрошовой опере", Катерина Ивановна в "Преступлении и наказании"?
Фрейндлих: Это да. Но они были все-таки не старушки. Хотя и постарше меня - в ту пору. Скажем так: дамы среднего возрастного регистра.
известия: Все же театр предполагает другую меру условности, чем кино с его крупными планами и экраном во всю ширь. Неужели у вас не было такого простого, такого понятного женского страха - играть женщину в два раза старше себя?
Фрейндлих: Ну, в два раза - это комплимент.
известия: Тогда в три.
Фрейндлих: Я так и думала, что вы мне обязательно сделаете комплимент в таком роде, чтоб я легче себя чувствовала в разговоре. Конечно, мне было страшновато. Но только в том плане, что казалось: нет, не получится. А потом, взявшись за роль, я вспомнила все свои "старушечьи" ужимки. Знаете, как говорят педагоги в театральных институтах: характерность - это точка зажима. Так вот, я все точки зажима, которые нужны, чтобы изобразить древнюю старуху, вспомнила, и удовольствие мне это доставило чрезвычайное. Всегда приятно нырять в неведомое.
известия: При том что опасно?
Фрейндлих: Пускай. Видите ли, я Стрелец по гороскопу, я всегда целюсь в неведомое, для меня это отдельная радость. В Стрельцах силен авантюризм, а эта роль - своего рода авантюра, и я пошла на нее с радостью. Другое дело, что потом пришлось хорошенько над собой поработать, чтобы вернуться в прежнее физическое состояние. Кажется, выпрямить спину до конца мне так и не удалось. Все-таки ходить два месяца скрюченной непросто - с этой точкой зажима расставаться было очень тяжело. Физически тяжело - в прямом смысле.
известия: Играя злую, ищи, где она добрая: этот постулат всем известен. А играя глубокую старуху - ищи, где она молода?
Фрейндлих: Ну, наверное, да. В сценарии и в повести у Дины Рубиной было достаточно посылок к тому, чтобы играть эту героиню как женщину, молодую душой. Именно эта несинхронность и составляет драматизм характера: душа еще готова петь-плясать, и радоваться жизни, и влюбляться, а оболочка уже многое не позволяет. Но тут на помощь приходит чувство юмора - уж что-что, а это чувство у моей героини представлено в полной мере. 
известия: И хулиганка в ней есть, и шкода. Ей нельзя сладкое, а она тайком конфеты таскает.
Фрейндлих: Да, мы придумывали ей разные шалости, искали в ней детское. Даже непонятно: то ли это остаточные явления молодости, то ли она уже в детство впадает. И то и другое нам годилось.
известия: Как вы думаете, кто на самом деле по внутреннему самочувствию моложе: ваша старуха или тридцатилетний Петя, герой Евгения Миронова?
Фрейндлих: Думаю, она, пожалуй, моложе. Разочарования, которые он за свою жизнь испытал многократно, очень ее состарили. Мне кажется, что миссия моей Анны Борисовны как раз и состояла в том, чтобы все время выколачивать из него старческую пыль. Звать его, звать, звать куда-то.
известия: Соглашаясь на роль, вы уже знали, что вашим партнером будет Евгений Миронов?
Фрейндлих: Знала. Константин Павлович сказал мне об этом, и это был для меня серьезный повод согласиться. Не говоря уже о том, что с самим Константином Павловичем мы в свое время очень славно поработали в "Успехе" - мне нравится этот фильм и роль нравится.
известия: Хороший режиссер Худяков еще и хитрец. Вам он обещал Миронова, а ему - Фрейндлих. 
Фрейндлих: Женечка Миронов для меня был очень притягательным магнитом. А когда я узнала его как личность и увидела как актера в работе, мои впечатления о нем усилились многократно. Он совершенно замечательный.
известия: Женя говорил, что ваши добрые отношения продолжились из совместной работы в жизнь. Рассказывал, что на вашем юбилее он сидел рядом с вами - на правах сына и наравне с вашей дочкой Варей.
Фрейндлих: Да-да, так и было.
известия: У вас редко бывает, чтобы отношения с партнерами продолжились в жизнь? Миронов сказал, что у него редко.
Фрейндлих: А у меня, пожалуй, часто. Я всех своих партнеров - ну, девяносто процентов из них, то есть за очень малым исключением, - нежно люблю. И после работы с ними возникают такие родственные чувства, что со многими из них я продолжаю дружить за пределами фильма, даже если потом мы вместе не снимаемся и на сцене не играем.
известия: У них наверняка схожие чувства рождаются к вам.
Фрейндлих: Очень хотела бы на это надеяться. 
известия: Если согласиться с тем, что весь мир все же не кино, а театр, как бы вы определили тот жанр, в котором протекает ваша жизнь?
Фрейндлих: Я думаю, многим жанрам нашлось место в моей долгой жизни - и комедия была, и трагедия, и фарс, и мелодрама. А сейчас... Мне легче нынешнее мое состояние объяснить при помощи музыкальных понятий: внешняя жизнь развивается в нервных формах стаккато, а внутренняя, наоборот, похожа на умиротворенное легато. Вам понятно такое сравнение?
известия: Музыкальной грамоте, откровенно говоря, не обучен, но предполагаю, что вы имеете в виду конфликт одного с другим. Уютно вам во власти такого противоречия?
Фрейндлих: Нет, неуютно. Я бы предпочла полную умиротворенность, но жизнь диктует свои ритмы, и им приходится соответствовать, а сил все меньше. Театр учит их экономить: резервуар, из которого человек черпает силы, один на все и про все. Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько. И наоборот.
известия: Иными словами: терпение мое кончилось, и надо бы закатить скандал, но воздержусь, потому что сегодня у меня «Макбет»?
Фрейндлих: Ну, примерно так. Или, напротив, как раз устроить скандал, громко возмутиться - по той же причине. 
известия: Знаете, что чрезвычайно возмутило меня однажды? Сцена в Ленинграде на Московском вокзале. Вижу: стоит Алиса Фрейндлих на перроне, неприметная такая, встречает кого-то, а ее решительно никто не узнает, напирают, толкают баулами.
Фрейндлих: Ну, так что ж? Люди озабочены, на поезд опаздывают, им не до того. С моей стороны это было бы чистым безумием - думать, что весь мир состоит сплошь из театралов и киноманов. 
Беседу вёл Дмитрий Савельев

 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр