Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Алиса Фрейндлих. Триумф и торжество

Вера Максимова. ,- «Дом Актёра - ДА», 2005, № 6, лето

Есть странность, волнующий потаённый смысл в том, что свой моноспектакль по пьесе Э.-Э.Шмитта Алиса Фрейндлих срепетировала и сыграла не в БДТ, в труппе которого состоит последние четверть века, где продолжает успешно работать в штате и где недавно отпраздновала юбилей, а в Театре Ленсовета, где феерически начиналась её молодость. Где десятилетиями в спектаклях выдающегося режиссёра Игоря Владимирова, мужа и друга, а окружении талантливых друзей-актёров длилось, сияло, цвело её актёрское счастье. 
Обычно по-петербургски сдержанная, сама охлаждающая излишне любопытных, она лишь однажды, через много лет после смерти Игоря Петровича, которому при всех его званиях и наградах судьба, конечно же, не додала в признании, спросила, зачем мы, критики, постоянно сравнивали Владимирова и его театр с гремевшим тогда БДТ и с единовластным и могущественным хозяином театрального Ленинграда Товстоноговым. Скрытый упрёк послышался в спокойном, милом, чуть хрипловатом голосе. 
А мы, приезжая на короткий срок из Москвы в Ленинград (прежде всего - к Товстоногову), урывали свободный вечер и, перебежав Фонтанку, устремлялись на Владимирский проспект в Театр Ленсовета. Получали наслаждение от спектаклей Владимирова, от его мелодрам и лирических драм, изящных комедий, первых в России мюзиклов, таких вихревых, певучих, лёгких и человечески глубоких, таких незаёмных, «наших». Его главная, несравненная и неприкосновенная актриса Фрейндлих - Таня, Джульетта, Катарина, Элиза Дулиттл, Дульсинея, Гелена, Елизавета Английская, Мария-Антуанетта - была выше любых, самых восторженных оценок, она царила в театральном поднебесье. А о Владимирове постоянно можно было услышать: «Разумеется, талантлив, хорош, но... не Товстоногов!..» В ту «строгую пору» гражданских проповедей и либеральных подтекстов на сцене, возведённых в культ «требований времени», мы таились от самих себя, стыдясь того удовольствия и упоения, чистой радости и высокой чувствительности, трогательной любви к человеку, которые рождали спектакли Владимирова. 
А он - большой, светловолосый, долгие годы прекрасный, как викинг или герой Джека Лондона, - он, наверное, страдал от недопонимания, потому что был другим, был сам по себе и не нуждался в авторитетных аналогах и образцах. Именно о нём, Игоре Владимирове, с печалью, поздним раскаяньем и умилением так пронзительно вспоминалось в переполненном (полузабытом для меня) зале Театра Ленсовета на триумфе его актрисы, женщины его судьбы, его любви.
В спектакле, поставленном Владиславом Пази для Алисы Фрейндлих, речь о тринадцатилетнем мальчике, заболевшем лейкемией, облысевшем от химиотерапии, умирающем. Его утешает, отвлекает, развлекает, сочиняет для него экстравагантности, позаимствованные отчасти из собственной биографии, дружит с ним и проживает эту трагедию исхода вместе с ним, пожилая женщина - Розовая Дама, фея и озорница, лгунья и выдумщица, заклинательница тоски и печали. Эта пьеса, в которой много умных, талантливых слов и нестандартных ситуаций, позволила достичь редкого, почти мистического пересечения её с выдающейся актёрской биографией самой Алисы Фрейндлих, возвратив воспоминания о её сценическом прошлом.
Фрейндлих, играющая два полюса человеческого бытия, детство и глубокую старость, заставляет вспомнить об исчезнувшем из нынешнего театра амплуа «травести». А какой гениальной травести была она сама! Как соединялись в её девочках и мальчиках правда души, детского мирочувствования с безукоризненным мастерством, одухотворённостью и совершенством формы.
Её Оскар чуть старше летами и, тем не менее, отсылает к её Малышу из сказки Астрид Линдгрен, приятелю Карлсона, который живёт на крыше. Ситуация дружбы старшего с младшим повторяется, но Фрейндлих не повторяет в новой роли свою прежнюю легендарную роль. Актриса играет мальчика наших дней. Обречённого. Актриса другого - не нынешнего - поколения актёров, актриса иной судьбы, жизненного опыта и душевного склада, прожившая большую часть жизни в прежней, а не новой России, она обнаруживает поразительное знание сегодняшних детей. И вносит в роль тревогу и чувство нашей общей, взрослой вины перед ними, и опасается, что в трудной ситуации - крайней, как у Оскара, или не такой очевидно безнадёжной - эти дети обречены на боль, страдание и гибель.
Бесшумно, неэффектно, деликатно, возникнув в освещённой арке на дальнем плане, она проскальзывает в спектакль. Такая, как прежде, хрупкая и грациозная, гармоничная, с мягкими движениями, в сером шерстяном брючном костюмчике с розовой оторочкой и маленьким розовым шарфом на шее. Всё изобилие слов - от Оскара, от Дамы, от автора - её. Переходы от роли к роли, к авторским ремаркам подвижны, легки, изящны. Фрейндлих «работает» оттенками интонаций и сменами ритма, едва уловимыми, но характерными жестами, в которых проступает то угловатость подростка Оскара, то порода и элегантность Розовой Дамы, а то уникально трогательная интонация самой актрисы. Фрейндлих - одна на весь спектакль. А спектакль, тем не менее, кажется многонаселённым. Не присутствующие в нём - присутствуют. Это и врачи с их роковой для мальчика неудачей во время операции на спинном мозге. Это и родители, которые не находят в себе сил лгать умирающему сыну. Оскар презрительно называет их придурками, но потом, благодаря Розовой Даме, научается любить и прощать их слабости. Это и тяжело, безнадёжно больные дети в клинике. Актриса играет всех: не одного, а нескольких мальчиков, ведущих по ночам, втайне от персонала, беседы о дружбе и ненависти, о любви и соперничестве; не только мальчиков, но и девочек, одну - нежеланную, а другую - любимую, ту единственную счастливицу, которая уйдёт из клиники здоровой и забудет своего невинного «мужа на миг» Оскара.
Пьеса Шмитта - о страшном. О несчастных детях. О страдающих за них взрослых. О лейкемии, типичной и гибельной болезни века. О близкой смерти. В спектакле страшное присутствует, но устрашающе ужасного нет. Напротив, много юмора, ума, мужества, не покидающего героев до конца. 
Так ставит «Оскара и Розовую Даму» Владислав Пази. Мало бывая в Петербурге последние годы, увидев лишь одну работу талантливого и зрелого мастера, я не возьму на себя смелость судить, продлится или нет этот в высшей степени удачный для обоих - и для режиссёра, и для выдающейся актрисы нашего времени - союз. А хотелось бы, так хотелось бы этого в нынешнее время разрывов и несогласий! Но и тот союз, который уже состоялся, тонкостью нюансов, звучаний, свечений (художник по свету Глеб Фильштинский), изысканностью музыкального оформления (Владимир Бычковский) увлекает и окрыляет. Недаром же встреча Фрейндлих с Пази и степень их взаимопонимания так пронзительно и радостно напомнили мне другой, давний союз Фрейндлих с Владимировым, который долго и счастливо длился под сводами Театра Ленсовета. В одиночку, самостийно работы такой сложности и масштаба, как «Оскар», не рождаются. 
...Печаль возрастает к финалу. Но оба они - и Оскар, и его Дама - упрямо не пускают в свою жизнь и на подмостки отчаянье, не позволяют ужасу завоевать себя. К финалу невероятно возрастает и интенсивность жизни этих двоих. Дама предлагает мальчику в каждый из двенадцати дней, оставшихся ему до смерти, проживать десять лет - детства, отрочества, юности, зрелости, старости... Он, то есть замечательная наша Алиса Фрейндлих, так и живёт. Читая, листая, озвучивая странички своего дневника, Оскар всё чаще говорит о смерти. Но о смерти как о снах, которые сначала на время вторгаются в твою жизнь, а потом забирают тебя совсем. Диалог Дамы и Оскара длится весь спектакль и не кончается со смертью маленького героя. Это диалог откровений и тайн, исповедей и фантазий, это диалог мужества, диалог двух воль. К финалу старость и юность оказываются равны в своей мудрости. Даме её дала долгая жизнь, а мальчику Оскару - его болезнь.
А после этого спектакля думаешь о человеческой красоте, о человеческой нежности и веруешь в них. 
Вера Максимова.

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр