24 сентября 2020 года меня пригласили на премьеру спектакля «Утиная охота» режиссера Романа Кочержевского на сцене Санкт-Петербургского академического Театра им. Ленсовета. Я люблю творчество драматурга Александра Вампилова. Особенно, «Утиную охоту». Для Советского Союза, где не было ни секса, ни психологии, эта провокационная пьеса была довольно вызывающей.
Признаться, очень ждала эту премьеру, но в итоге спектакль оставил у меня неоднозначное впечатление. Некоторое разочарование я почувствовала из-за ощущения дежа-вю: в режиссуре читалось влияние Бутусова и Богомолова.
Также в спектакле уделили недостаточно внимания глубинности конфликта героя с самим собой. А в «Утиной охоте» он крайне важен. Благодаря шутливому подарку друзей, Зилов внезапно оказывается на жизненном распутье и у него появляется шанс осознать всю тщетность своей жизни.
В «Утиной охоте», на мой взгляд, два главных героя: антагонист, Зилов, и протагонист, Дмитрий, официант, которого в программке именем не обозначили. Лишь профессией.
Зилов на сцене Ленсовета получился весьма хорош! Этакий отвратительный мерзавец и баловень судьбы. Виталий Куликов сыграл его превосходно! От его героя натурально мутило весь спектакль.
У Зилова — Куликова совсем нет совести, он невероятно вальяжен, уверен в себе, эмпатию он использует лишь для проформы, когда нужно получить что-то от других. Он точно знает, за какие ниточки нужно потянуть, чтобы сманипулировать другими в свою пользу. И особенно прекрасно он этим пользуется с самыми близкими. Вовремя напомнить жене о том, какое романтическое прошлое было между ними весьма удобно, если она собирается уходить от него.
Дмитрия, второго главного героя, прекрасно сыграл Олег Федоров. Он абсолютная противоположность Зилову. Внешне также хорош собой, но более собран и уверен в своих силах иначе, чем Зилов. Это уже не вальяжность, но осознание своей силы и возможностей. В отличие от Зилова, он добился всего сам, ему ничего не упало с неба. Он знает себе цену, на что он способен и как достичь цели.
Он свободен, умен, силён, принципиален, способен на самоконтроль, говорит то, что думает и не зависит от чужого мнения. Несмотря на то, что он работает официантом, Дмитрий не пьёт на работе, не переходит в панибратство, не нарушает своих принципов, верен в дружбе, всегда остается личностью и не поддерживает подлость. В спектакле он постоянно противопоставляется не только Зилову, но и всем остальным героям.
Их обоих связывает страсть к утиной охоте. И на мой взгляд, это просто великолепная метафора — браво Вампилову! Охота — это единственное место, где Зилов постоянно терпит поражение. Здесь его везение ничего не стоит. Здесь нужно быть и вкладываться полностью в процесс того, что делаешь.
Ежегодная поездка с Димой, как новая надежда, что в этот раз повезет. Но Зилов и здесь делает ровно также, как привык — никак: работу за него, если что — сделают коллеги, прикроют, когда надо, о квартире позаботится начальник, денег подкинет жена, когда свои уже пропил или спустил, отец будет жить вечно, мать все равно простит, жена поверит всему, любовницы согласны ради него на все, а новые пассии будут и дальше появляться случайно, когда старые перестанут быть удобными и захотят большего.
И лишь Дмитрий из всех героев видит картину происходящего реально. И верит в то, что Зилов может все изменить, если захочет. Но Зилов сам в это так и не поверит…
Кстати, по поведению главного героя можно наглядно увидеть мужчину, от которого надо держаться подальше, несмотря на все его уверения. «Спасти» его невозможно, как изменить другого в принципе. Для этого нужно желание самого человека.
Милые дамы, если в своем партнёре вы замечаете резкие и неадекватные перепады настроения, неконтролируемые эмоции, патологическую ложь, перекладывание ответственности, инфантилизм, отсутствие эмпатии, ревность, чувство собственничества, нарушение привязанности, невыполнение данных обещаний, измены, зависимости, постоянное обесценивание в чем бы то ни было, мелочость, неуважение к женщине и семье, оскорбления и мстительность, то лучше оставьте ему контакты соответствующих специалистов, а сами займитесь своей жизнью.
Жена Зилова верила мужу до последнего, а в итоге пошла на убийство желанного ребенка, потому что ее муж этого ребенка не хотел. И даже не смог в этом признаться прямо, как мужчина. Зато он после не приминул обвинить ее одну во всем. Мне кажется, что это слишком дорогая цена за попытки поддерживать иллюзии.
Так что «Утиная охота» в Театре имени Ленсовета, на мой взгляд, неплохая возможность задуматься не только о жизни героев, но и о своей собственной.
/Татьяна Преснякова/