Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Александр Новиков: Спектакль рождается не на сцене и не в зале, а где-то над ними

Кириллина Татьяна ,- «Вечерний Петербург» № 7(25035) от 17 января 2014

Актер считает, что в театре - главное команда

 

В нашем городе этого актера любят театралы, завсегдатаи Театра им. Ленсовета. А вся страна полюбила Новикова за роль Федора Курочкина в сериале «Тайны следствия». Недавно Александр сыграл роль, которая ему, даже навскидку, очень подходит, - Санчо Пансу в «Дон Кихоте», но реакция на спектакль была сложной. Мы поговорили с актером о премьере, о театре, о съемках в сериале и о том, зачем вообще нужно выходить на сцену.

 

 
Так и не стал губернатором

 

 

- Последняя по времени премьера, «Дон Кихот», была встречена весьма неоднозначно. Каковы ваши внутренние ощущения от этой работы?
- Пока прошло мало времени, чтобы о чем-то говорить: спектакль должен «раздышаться» немножко и начать жить. Спектакль живет абсолютно по своим законам - то, что происходит на первых показах, совершенно не похоже на то, что происходит на спектаклях, которые идут уже давно. Да и вообще нет двух одинаковых спектаклей.

 

«Дон Кихот» Булгакова - пьеса, не имеющая особой сценической истории, ее ставили очень мало. Она сложная, и для меня в булгаковском наследии она не стоит на первых позициях. Я знаком и с положительными, и с отрицательными мнениями о нашем спектакле. Сейчас важно, пойдет ли энергия оттуда, из зала. Спектакль рождается не на сцене и не в зале, а где-то над ними. Вот если нам удастся спровоцировать энергию из зала, то, несмотря на все сложности и вопросы, спектакль будет жить. Возможно, тем, кто видел, имеет смысл прийти еще раз через некоторое время.

 

- В спектакле много отсылок к предыдущей истории интерпретаций этой пьесы. Когда репетировали, не мешало ли вам осознание того, что все это играно-переиграно?
- «Дон Кихот» Сервантеса - это изумительный, замечательный старинный роман. Дон Кихот, написанный Сервантесом, и Дон Кихот, как мы его понимаем сегодня, - это совершенно разные персонажи. Тем более - булгаковский Дон Кихот: пьеса безумно рефлексивна, она вся пронизана страхом разрушения. Это пьеса о том, как мир вытесняет человека, который в этот мир не вписывается.

 

 

- Дон Кихот - понятно, не вписывается. Но Санчо Панса - совершенно другой герой...
- Дон Кихот абсолютно, космически одинок. Думаю, Санчо Панса не приближается к нему вообще. Мы играем историю о том, что Санчо отправляется в этот поход уж конечно не по своим убеждениям, не по велению сердца. Он идет за обещанной ему должностью губернатора какого-то несуществующего острова. Но в тот момент, когда осуществление этой мечты на него «сваливается», оказывается, что он слишком впустил в себя Дон Кихота и оторваться от него уже не может. Это не значит, что Санчо поменялся, но он прошел с Дон Кихотом часть пути, и разрыв оказался невозможен. В нашей версии - мы отступаем и от романа, и от пьесы - Санчо даже не становится губернатором. В романе есть огромная глава про то, как Санчо был губернатором, и в пьесе огромная сцена, такой бенефис артиста, который играет эту роль. Нам эта сцена кажется слишком концертной. Мы пытались ее играть, но потом, в результате размышлений и проб, остановились на том, что Санчо начинает принимать присягу, но останавливается и отказывается говорить дальше. Мне это «насилие над пьесой» представляется очень правильным.
 

 

Но быть живым, живым и только

 

- Наша страна - одна из немногих, где сохранился традиционный репертуарный театр. Но слышно немало голосов, предрекающих репертуарному театру более или менее скорую смерть. На ваш взгляд, необходим ли он, что дает артисту?
- Для меня репертуарный театр - это как группа крови, не только актерская, но и всей команды. В сегодняшней жизни это выглядит как утопия, но так должно быть, все должны быть одним организмом - от художественного руководителя до гардеробщицы. Как только это не так, тут-то идея репертуарного театра и становится реально мертвой.

 

Сейчас в крупных питерских театрах, то в одном, то в другом, меняется руководство, и все замирают в ожидании первого спектакля. На самом деле не имеет никакого значения, какой конкретно спектакль поставит новый художественный руководитель, не важно даже, будет первый спектакль удачным или нет, важно только одно - насколько ему удастся собрать команду. Только успех на этом поприще будет подлинным успехом. И команда должна все время пополняться молодыми, это очень важно.

Антреприза имеет право на существование, но считать ее магистральным путем развития театра - нет, извините. В этом смысле я абсолютно старомоден: я за театр, возглавляемый мощным лидером.

Не подумайте, что я идеализирую репертуарный театр, здесь тоже немало проблем. Для меня самая болезненная - вопрос срока жизни спектакля. К сожалению, часто бывает, что спектакль находится в репертуаре лет на десять дольше, чем следовало бы, но его не снимают, потому что зритель на него ходит. Почему продолжают ходить на спектакль, который утратил все живое, я не знаю. Но находиться внутри такого спектакля вредно любому актеру. Надо быть гораздо более подвижными, легче расставаться со спектаклями. Спектакль должен уходить на взлете, когда он живой.

 

Те, с которыми я...

 

- На телеэкраны вышел очередной сезон «Тайн следствия». Вы уже столько лет снимаетесь вместе - тоже стали одной командой?
- Тринадцатый сезон, а фактически мы снимаем уже четырнадцать лет, потому что был год паузы, - очень большой срок для сериала. Успех этого сериала в очень правильно выбранной главной героине. Я Анну (Ковальчук, исполнительница главной роли в сериале. - Прим. ред.) обожаю, мы работаем в одном театре, раньше очень много вместе играли, а сейчас в репертуаре всего один спектакль, где мы партнеры, - «Night and Day». Я желаю самому себе одного: чтобы появлялись другие общие спектакли. Аня изумительная, замечательная, обладает очень редким партнерским даром.

 

 

- Неужели не надоело нисколечко? Все-таки в каждой серии более или менее одно и то же, поиск преступника... причем вы знаете, кто преступник.
- За четырнадцать лет проект просто не мог бы держаться на одном уровне. Есть удачные сезоны, удачные серии, есть менее удачные. Вроде бы рутинная работа - съемки сериала, но появление прекрасного актера на площадке - и ты этой рутины уже не чувствуешь. Как только возникает объект нашей «ловли» - сильный, интересный, мощный артист-«противник», сразу все становится интересно и хорошо.

 

Поначалу никто не думал не гадал, что столько времени это продлится. Говорили: «Ну, снимем сейчас две серии, непонятно, будем еще или нет». Ну сняли, потом огромная пауза. Потом звонят: «Вот, появилась возможность снять еще две». Что-то в этих сериях, которые снимал режиссер Илья Макаров, оператор Степан Коваленко, сценаристом была Елена Топильская, а играла наша компания, оказалось, было очень правильно замешено, «химическая реакция» произошла. Вообще, на мой взгляд, сама роль, которую ты играешь, определяющего значения не имеет. Главное, кто с тобой рядом - и на сцене, и в кадре.

Достаточно большой срок прошел со дня окончания института, и я могу назвать трех своих партнерш, играя с которыми на сцене я всегда бываю счастливым: это Аня Ковальчук, о которой я уже говорил, Ира Савицкова и Ульяна Фомичева. С кем-то из них я сыграл больше, с кем-то меньше. Бывало, что, играя с этими актрисами даже в плохих спектаклях, я не понимал, что они плохие (смеется). Невозможно тут не назвать и партнеров-мужчин: Сашу Баргмана, Виталия Коваленко, Олега Федорова... невероятная честь выходить с ними на сцену. О результате не надо особенно думать, связь между людьми уже рождает спектакль.

 

Досье: Родился 27 октября 1969 года в Ленинграде. Окончил ЛГИТМиК (курс И. П. Владимирова) в 1990 году и был принят в труппу Театра им. Ленсовета. Занят в спектаклях «Night and Day», «Дон Кихот», «Заповедник», «Макбет. Кино», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «На всякого мудреца довольно простоты», «Ревизор», «Смешные деньги», «Тень дерева», «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Чеховъ. Водевиль». Играет также в спектаклях «Паника. Мужчины на грани нервного срыва», «Сказки с акцентом» и «В переводе Гоголя» («ФМД-Театр»), «Левша» (Театр Музкомедии) и в антрепризном спектакле «Несколько пролетов вверх». Обладатель приза имени Игоря Ильинского «За лучшую мужскую роль» IV Всероссийского фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону за роль в спектакле «Чеховъ. Водевиль». Снимался в фильмах «Царская охота», «Сочинушки», «Горько!», «Сказ про Федота-стрельца» и других, в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Братва», «Тайны следствия». С 2008 года - заслуженный артист России.

 

Кириллина Татьяна  

 

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр