Накануне открытия сезона в Академическом театре имени Ленсовета мы поговорили с заслуженным артистом России Александром Новиковым о премьере спектакля «Пиковая дама».
- Театр закрыл сезон предпремьерным показом спектакля Евгении Сафоновой по мотивам повести Пушкина «Пиковая дама». Премьерой этого спектакля 3 сентября откроется 86-й сезон. Можем мы с вами попробовать сориентировать зрителя – каким ему нужно прийти в зал, чтобы этот спектакль не обманул его ожиданий? Каким должен быть человек в зале, чтобы не быть простым потребителем? Что нам, зрителям, нужно с собой постараться сделать?
- Если в моём представлении существует идеальный зритель, то зритель этого спектакля – именно он и есть. Зритель «Пиковой дамы» открыт и понимает, что спектакль – мир, который создаёт режиссёр. Этот зритель понимает, что уже существует театр Жени Сафоновой. Вселенная театра Жени Сафоновой. Во всех её спектаклях ощущается, что Женя – человек космический. Всё, что она делает, что она сочиняет вместе с артистами, имеет прямое отношение к театру в высоком смысле этого слова. Создаются новые миры. Она всегда чувствует материал, за который берётся, - текст, автор для неё наиважнейшие элементы режиссёрского высказывания. Соединение этого материала с абсолютно своим мироощущением, мощным, сложным, и даёт невероятный эффект в её спектаклях.
Возвращаясь к теме зрителя, надо сказать, что спектакль «Пиковая дама» потребует от него способности быть открытым, работы воображения, не ждать информативной иллюстрации четырнадцати страниц пушкинского текста. Это авторское сложное высказывание на пушкинские темы, при этом сюжет повести рассказывается в спектакле очень бережно, практически дословно, весь текст зритель услышит.
Уровень режиссёра определяется не только созданными спектаклями, потому что на этом поприще могут быть и заходы в творческие тупики, а умением создать репетицию. Создание репетиции – атрибут больших режиссёров. Они могут быть весёлые, лёгкие, могут быть мучительные, - но то, что режиссёр создаёт на репетиции, и есть его класс. Репетиции Жени Сафоновой были в высшей степени содержательными, сложными, сконцентрированными. Я встретился с ней в работе первый раз, и увлекся способом её репетирования сразу. Мы столкнулись с режиссером остроиндивидуального подхода к материалу - невероятная ценность и для театра, и для артиста, и для зрителя.
- Слушаю вас и думаю вот о чём. Когда мы приходим в музей, то учимся получать удовольствие от совершенно разных способов исполнения, допустим, живописи. Согласитесь, что наслаждение, чувство от картин Рубенса и от сочинений Кандинского или Малевича – разные. И это совершенно не означает, что кто-то из них лучше или хуже. Вот и в современном театре зритель должен учиться подключать разные рецепторы восприятия.
- В хорошем театре зритель – не заказчик. Театр диктует, предлагает зрителю то, что считает нужным предлагать. Театр предлагает спектакль, уровень режиссуры, путь, программу развития, и зритель всегда тянется к такому уважающему себя театру. Хороший театр отличается от плохого очень сильно. Попытка убедить себя, что зритель хочет только простого, понятного, удобоваримого с лёгкостью, - чудовищный самообман. За этим кроется боязнь заниматься серьёзным и умным театром. Да, театр должен быть разным, и могут расти в оранжерее все цветы. Но некоторые цветы нуждаются в отдельном внимании, культивировании, способе ухода.
Зритель поддерживает театр, в котором с ним говорят глубоко и серьёзно. Спектакль «Пиковая дама» длится всего 1 час 40 минут. За это время любой тонкий, думающий человек способен погрузиться в необычный острый трагикомический медитативный мир режиссёра Евгении Сафоновой. При этом я ни при каких обстоятельствах не назвал бы её театр элитарным. Если зритель не будет сам себя оглуплять и попадаться в ненужные ловушки и капканы стандартных ожиданий и убеждать себя, что «это не Пушкин», а будет открытым, - этот спектакль может стать его. Хочу пожелать нашему спектаклю накануне премьеры встретиться с талантливым зрителем, который не боится секундного непонимания чего-то, происходящего на сцене, не считает это непонимание сразу и безоговорочно обманом себя, а готов двигаться в потоке спектакля вместе с режиссёром и артистами. Спектакль – это океан с разными глубинами и способами воздействия. Наш спектакль необычайно красив, и порой именно эмоция от картинки, от визуального потрясения помогает в дальнейшем что-то осмыслить. Спектакль – это путь, который мы проходим вместе со зрителем.
Беседу вела Вера Николаева