Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Александр Новиков: "Любой спектакль - это изобретение нового театрального языка"

Надежда Кокарева,- Театр+ 2020 № 3 март

Александр Новиков, всю свою творческую жизнь преданно служащий в Театре им. Ленсовета, из плеяды тех артистов, для которых нет маленьких ролей. Каждое его появление на сцене, будь то в образе Могильщика в "Гамлете" или Пиковой Дамы, - незабываемое, и вызывает у зрителя целую гамму чувств. В последней декаде марта - 21 и 22 числа - театр представит премьеру спектакля "Утиная охота". "Театр +" встретился с Александром Новиковым в самый разгар репетиций и расспросил об особенностях новой постановки. - Театр имени Ленсовета готовит новую постановку пьесы "Утиная охота"? Как вы думаете, почему последнее время режиссёры к советской драматургии стали обращаться всё чаще и чаще? - Сегодня множество режиссёров начинают отчаянно ломиться в пространство под названием "советская драматургия", и ломятся в него остервенело, видимо, пытаясь за этой дверью найти ответы на сегодняшние вопросы. Эта драматургия кажется нам очень близкой, ведь временной отрезок, разделяющий нас, с исторической точки зрения ничтожно мал. Но я думаю, что эта близость иллюзорна. Герой советской драматургии, советский человек - человек в высшем смысле этого слова загадочный, это особый тип человеческой природы. Для меня советская драматургия - это таинственная пропасть.Три кита этой драматургии - Вампилов, Арбузов и Володин. Это три невероятные планеты,три совершенно разных космоса. Именно их пьесы и сохранили навсегда советского человека на сцене. Уверен, что зритель, пришедший на наш спектакль, принесёт с собой облако собственных представлений об этой пьесе. И сформировано это облако будет прежде всего фильмом Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" и Олегом Далем в роли главного героя. Хотя для меня самым сильным, просто сокрушительным впечатлением от "Утиной охоты" стал спектакль Ефима Михайловича Падве в Молодёжном театре, где Зилова играл Александр Чабан. - "утиная охота" - пьеса неоднозначная, и работа над спектаклем по ней - это поиск ответов на многие вопросы, которые она вызывает. Удалось ли что-нибудь открыть для себя в процессе репетиций? - Среди множества таких вопросов, один представляется мне особенно важным. Почему Вампилов именно так назвал эту пьесу? Почему бы ей не называться, например, "Зилов"? Ведь Зилов - главный герой, не уходящий со сцены , все энергетические и эмоциональные узлы завязаны на нём. Мне кажется, что в названии скрыта оптика, через которую автор смотрит на нас через свою пьесу. Утиная охота - и главный призрак этой пьесы и одновременно единственно то, что в жизни Зилова реально. Я очень люблю, когда пьеса постоянно "ускользает" от понимания и не поддаётся однозначному осмыслению. "Утиная охота" - безусловно, из таких пьес. - Какую роль вы играете в новой постановке? - Я репетирую роль Кушака, начальника Зилова. И единственное, что пока могу сказать: есть особая прелесть играть человека, близкого себе по возрасту. В этом случае всегда возникает особая связь с ролью. Когда вышел бутусовский "Дядя Ваня", я первые полгода говорил на сцене "Мне сорок семь лет", и это было правдой. Хотя прекрасно понимаю, что Театр выше возрастов и прочих предрассудков, и в настоящем Театре ребёнок может быть стариком и наоборот. - Ставит спектакль Роман Кочержевский, его называют учеником Юрия Бутусова. Что он

за режиссёр? - Называть Романа учеником Бутусова в каком-то смысле легкомысленно и даже неправильно. Его приход в режиссуру - невероятно любопытный сюжет. Во время работы Бутусова довольно быстро стало очевидно, что Роман способен стать энергетическим центром компании, создающей спектакль. Но способность к организации процесса и режиссёрский дар - это далеко не одно и то же. Репетируя с Романом уже второй его самостоятельный спектакль, я чувствую созревание его личной интонации, его мировоззрения, его стиля работы. Каждый из нас понимает, что нет задачи "создать спектакль Бутусова без Бутусова". Это задача неправильная, утопическая, это ложный и фальшивый путь. Да, нет смысла скрывать, что в спектаклях Романа, на его репетициях чувствуется сильное влияние Юрия Николаевича, но в этом нет желания подражать, а есть огромная любовь всей нашей компании к тому прекрасному Театру, которым мы занимались с Бутусовым. Но повторяю, Рома отчаянно движется в сторону своего языка, интонации, стиля, он вырывается в свой крик. - В спектакле заняты те же артисты, что и в "Мертвых душах". Помогает вам общий опыт в репетициях? - Да, мы уже много раз бывали на сцене вместе! Это и легко, и сложно! Но лёгкость на репетиции для меня - плохой знак! Знаю я эти лёгкие и приятные репетиции, много у меня их кода-то было. И стыда много было за результаты этих репетиций... Я обожаю эту компанию, и льщу себя надеждой, что в том, что мы вместе, есть какой- то смысл... А удачные репетиции - те, на которых текст Вампилова начинает звучать открыто и мощно. В эти мгновения возникает театральный язык. - Может эта постановка послужить выработке некоего нового театрального языка? - Любой спектакль - это изобретение нового театрального языка. - Каждый раз? - В идеале - да! Понятно что можно говорить об узнаваемости режиссёрского почерка, об узнаваемости стиля, некоторых приемов, но поиск театрального языка для каждого спектакля -это самое главное! - Вы работаете в Театре имени Ленсовета с самого окончания вуза и пережили здесь несколько "эпох". Как пережить перемены? Вы сейчас находитесь на очередном витке в этом смысле. - Сейчас тяжелейший период, потому что эпоха Бутусова была для меня самой счастливой. Мне удалось застать лишь "хвост хвоста" эпохи Владимирова, моего учителя. Я играл в двух его прекрасных спектаклях - "Двери хлопают" и "Игроки". А дальше были точечные встречи с режиссёрами, которые меняли меня. Я им всегда буду благодарен за роли, которые они мне подарили. Это Владимир Сергеевич Петров, у которого я сыграл в "Кровати для троих" и "Night and day". Очень важным в моей судьбе был спектакль " Чеховъ. Водевиль", который поставил Андрей Прикотенко. Камерный спектакль на сцене Музея Достоевского "Паника" Александра Баргмана тоже был счастливым и важным мгновением. Ну а потом была счастливая эпоха с Бутусовым, продлившаяся восемь лет... - Что лично вам дал Юрий Бутусов? - Ощущение, что Театр - это счастье! Но не могу не сказать, что уже после ухода из театра Бутусова в моей судьбе случились две умопомрачительно счастливые встречи.

Константин Богомолов и спектакль "Преступление и наказание" и Евгения Сафонова и спектакль "Пиковая дама. Игра". - Какие перспективы вы видите для себя в театре? - Я никогда не думаю об этом. В этом нет смысла. Приходит то, что должно прийти. Беседовала Надежда Кокарева

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр