Top.Mail.Ru

Александр Крымов: «Я за время работы над спектаклем открыл в себе много такого, чего раньше не знал»

Вера Николаева,- «Инфоскоп», 2018, № 246, март

В Театре имени Ленсовета на Малой сцене 4 и 5 марта премьера – спектакль «Беглец» по повести Л.Н.Толстого «Казаки» делает молодой выпускник ГИТИСа (курс Сергея Женовача, педагог Юрий Бутусов) Айдар Заббаров. Как и Толстой, герой повести юнкер Дмитрий Оленин оказывается на Кавказе в попытке начать новую жизнь, "в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а, наверное, будет одно счастье". Именно вдали от комфорта, как думается герою, человек живет более честной, искренней, естественной жизнью. Тема поиска себя человеком, только-только входящим в жизнь, должна стать близкой современному молодому зрителю. Мы расспросили исполнителя главной роли артиста Александра Крымова – о его герое и работе над спектаклем.

- Роль Оленина – пожалуй, первая твоя главная роль, когда история, сюжет центростремительно замыкаются на тебе. Это намного труднее, чем быть «одним из»?
- Это огромная ответственность, причем не только за себя, а, как ни странно, за других.

- Лидером в процессе репетиций себя ощущаешь?
- Скорее неким цементирующим материалом. Иногда даже психотерапевтом.

- То, что герой по возрасту равновелик тебе – это помогает?
- Наверное, помогает его понять.

- Я о том, что невозможно ведь играть какого-то абстрактного юношу, жившего больше 150 лет назад, нужно как-то найти себя в этой истории, присвоить его судьбу.
- Я за время работы над спектаклем открыл в себе много такого, чего раньше не знал. Это, наверное, во мне где-то тлело, но я этого не чувствовал. Или оно было мне до поры до времени просто по жизни не нужно. Я бы не хотел уточнять, точно формулировать, потому что еще все в процессе, мы только-только подбираемся к чему-то главному, важному, правильному.

- Хотя бы немножко приоткрой завесу.
- Дмитрий Оленин – это, в первую очередь, альтер эго самого Льва Николаевича Толстого. Он когда-то сам, совсем молодым, сбежал от света, от проблем и долгов на военную службу на Кавказ, пытался найти себя настоящего. Конечно, и передо мной стоят в полный рост эти вопросы: кто я, что я, зачем я? Мы с режиссером Айдаром Заббаровым недавно пытались сформулировать главную тему, главный вопрос повести. Ради чего должен жить человек – ради себя или ради других? Мой герой мечется в поисках ответа, меняет точку зрения все время.

- Пожалуй, мы все пытаемся найти баланс в ответе на этот вопрос. Как не потерять себя, отдавая силы, время, любовь, в конце концов, другому человеку?
- Вот-вот. Оленин, конечно же, рифмуется с другими знаменитыми героями русской литературы того времени – Евгением Онегиным, Печориным. Эти яркие натуры, потерявшие вкус к жизни, искали ответы на те же вопросы.

- Каким способом вы будете добиваться кавказского колорита?
- В спектакле будут звучать в нашем исполнении аутентичные песни терских казаков. В нашем – это я громко сказал, потому что я, к сожалению, их не пою, потому что мой герой – не казак. Учит эти потрясающие по красоте песни с нами Игорь Петров, он сам – терский казак. Мы узнали, что песни казаков, живущих у Терека, совершенно не похожи, например, на песни кубанских казаков.

- Айдар Заббаров – режиссер-дебютант. То, что он представитель вашего поколения, упрощает репетиции?
- Репетиции и не должны быть простыми, мне кажется, там более в работе над текстом Толстого. Нас во многом спасает то, что мы – первые, в театре российском никогда не было постановки по повести «Казаки». Был в 60-е годы художественный фильм. Айдар - очень трепетный, даже нежный человек по своей природе, порой хочется, чтобы он был с нами пожестче, поавторитарнее. Нам бы точно пошло на пользу.

Комментарий режиссёра Айдара Заббарова: «Толстовский Оленин испытывает чувство потери собственной личности, индивидуальности. Наш спектакль будет называться так, как Толстой изначально хотел назвать повесть – «Беглец». Герой выбирает для побега Кавказ, казаков, которых сам Толстой считал «свободолюбивыми бродягами». Их подлинность, искренность, наивность и прямота, естество как оно есть, не спрятанное за условностями формы, привлекают его. Но главный парадокс в том, что герой повести, пройдя через эту историю, понимает, что от себя никуда не убежишь. Бегство от самого себя получается. И Оленин понимает, что пока сам себя не перестроишь, мир не перестроится. Смысла убегать нет. Всё в нас»

Материал подготовила Вера Николаева