Top.Mail.Ru

Александр БЛОК: «Лучше уставать от работы, чем изнывать от безделья»

Татьяна БОЛОТОВСКАЯ,- Телевидение.Радио № 51, 19-25 декабря 2005г.

Природа щедро одарила Александра Блока мужественной красотой и статью, заразительным сценическим темпераментом, обаянием, редкими вокальными данными. Именно эти качества молодого артиста, служившего в труппе Ленинградского ТЮЗа, привлекли в свое время внимание главного режиссера Театра им. Ленсовета Игоря Петровича Владимирова.


Александр с радостью вошел в труппу «поющего» театра, где его драматический и музыкальный дар был наиболее востребован. На этой сцене он трудится и по сей день. Им сыгран не один десяток самых разнообразных ролей.
В последнее время в его жизнь вошел Театральный центр на Коломенской, в создании которого он принимал непосредственное участие и где он с успехом играет главную роль в спектакле «Пижама для шестерых».


- Как в вашей жизни появился Театральный центр на Коломенской?
- Есть такой петербургский салон Ларисы Дмитриевой. Там около 15 лет собирались люди самых разных профессий, мы устраивали праздники, фестивали, загородные поездки. Мы стали родными друг другу. В последние годы, поработав в разных театрах, с разными режиссерами, мне казалось, что из театра уходит театр, мне хотелось другого процесса. Я привык, что театр - это дом, семья. Я не хотел с этим расставаться. А в жизни в последнее время все было не так. И у меня появилась мечта: свой театр. Я думал, был бы у меня миллион долларов, я бы половину отдал детским домам, а на половину создал бы свой театр.
Однажды мы в очередной раз разговорились о том, кто чего хочет, о чем мечтает. Я сказал, что мечтаю о своем театре. И вдруг женщина, которая впоследствии стала продюсером нашего Театрального центра, говорит: «А кто мешает? Давай сделаем!». Так что в начале было слово. Мы год искали помещение. Нашли здание на Коломенской, 43. Мы очень торопились. Хотелось быстро что-то начать. В результате выбрали два проекта: «Влюбленный Мопассан» и «Пижама для шестерых». Нам многие не верили. Думали, что это блеф.
Я уверен, что этот центр будет жить и процветать, и недаром он называется не театр на Коломенской, а Театральный центр на Коломенской. Его задача будет шире, чем просто спектакли. Там будет актерский клуб, встречи с актерами. Нужно время, чтобы его построить, но творчество идет. С нами хотят работать лучшие питерские и московские режиссеры.
- Для тех, кто еще не видел спектакль «Пижама для шестерых», про что он?
- Этот спектакль ставил Семен Яковлевич Спивак, а он человек многослойный, он не может ставить про что-то одно. У нас есть в этом спектакле фраза, на мой взгляд, ключевая: «Игры, игры. Они просто играют». Один из героев спрашивает в финале: «Они будут еще играть в эту игру?». На что героиня ему отвечает: «Они играют в нее всю жизнь, и никак не могут остановиться». Потому что самое сильное в жизни - это инерция отношений. Невозможно сказать: «Я тебя не люблю. Пока», если у тебя с этим человеком есть отношения. Все понимают, что они будут играть в эту игру. И сложно остановиться. Спектакль о человеческих играх, о любви, о дружбе, о вранье. О том, что вранье порождает вранье. И ты становишься рабом однажды сказанной лжи. Ты хочешь выйти, но у тебя не получается.
- Что самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной?
- Только любовь. Без любви никак.
- А что вам принес этот спектакль?
- Работа со Спиваком - это особое наслаждение. Мне этот спектакль доставлял большое удовольствие в процессе рождения, в поиске путей игры. Спивак мне предлагал разные варианты. Это было так интересно! Мы с ним давно знакомы, вместе учились, прошли колхоз и картошку, потом часто встречались, но никогда не работали вместе. И когда стали работать - вот это был настоящий кайф!
- Вы ведь по-прежнему работаете в Театре им. Ленсовета?
- Да, я занят в нескольких спектаклях, но сейчас все мои мысли и Центре на Коломенской.
- А как обстоят дела с кинематографом?
- На сегодняшний день я утвержден на четыре картины. Надо все это как-то разрулить. Вообще артист умирает без работы. Лучше уставать от работы, чем изнывать от безделья. Вышла картина Хвана, где я играю главного следователя прокуратуры по особо важным делам, до этого был фильм про войну в Чечне «Честь имею», где я сыграл командира роты. В сериале «Бандитский Петербург» я - правая рука Антибиотика. Был самым главным бандитом Петербурга. А скоро начнутся съемки в картине, где я буду играть Федора Ивановича Шаляпина.
- Петь будете?
- Ну, как Шаляпин, не спою.
- Вы же хорошо поете. Почему редко выступаете с концертами?
- Честно говоря, не люблю концерты. Я люблю петь для друзей, в компании.
- А что поете?
- В основном бардовский репертуар. Если посчитать, знаю около 2000 песен.
- А сами не сочиняете?
- Пробовал как-то, но у меня в основном блатные песни получаются. Очень любил сочинять для капустников стишки смешные, песни.
- Вы в одном интервью сказали, что Корогодский сформировал вас как актера, а папа как личность...
- Да. Мой отец грандиозный человек, уникальная личность. Он инженер-строитель. Дослужился до замдиректора комбината Крымского промышленного строительства. По сути, он главный по строительству Крыма - все базы отдыха, дома отдыха, плотины, даже первые троллейбусные трассы Симферополь - Алушта - все было в его велении. Он - фанат своего дела.
У папы немецкие корни. Дома был заведен немецкий порядок: все четко, строго. «Надо. Надо. Надо». Меня били, строили. Детство было не ах. К отцу в комнату надо было входить как в кабинет. Я это ненавидел. Потом, конечно, понял, что он этой немецкой дисциплиной многое мне дал. Но тогда я хотел вырваться из этого родительского ига. Мне хотелось самому все решать, самому псе делать, не как надо, а как хочу.
Родители хотели, чтобы я пошел по стопам отца. Но я говорил, что дом, который я построю, рухнет, потому что я не люблю это. Я сказал, что поеду в Ленинград поступать в театральный. В результате поссорился с родителями, потому что уехал помимо их воли. Еще к тому же рано женился без их ведома.
- И как вам жилось первые годы в Ленинграде?
- Благодаря крымской закалке, ведь я в Крыму занимался спортом, подводной охотой, я приехал в Ленинград таким здоровым, очень заводной был, драчливый. Потом как-то потихонечку остепенился... Но я выжил. Работал дворником, вагоны разгружал, почту разносил, убирал музыкальное училище, актовый зал мыл, коридоры. Ночами работал. Мне дали маленькую комнату в полуподвале с крысами. Когда родилась дочка, я боялся, что ее крысы съедят. Я прошел «горьковское дно» - с бомжами, с придурками, с глухонемыми, с голодом, холодом, но настолько хотел состояться, что ко мне ничего не прилипало. Перенес два воспаления легких, не было теплой одежды. Что я ел, даже нельзя говорить! Я брал кусок хлеба, на него мазал комбижир, посыпал перцем, сверху кусок лука - так вот это было пирожное...
- Сколько лет вы жили «на дне»?
- С 1973 по 1979 год. Когда ко мне впервые приехал отец и увидел, как я живу, он расплакался. И после этого мы с ним впервые стали друзьями...
- Как вы воспитываете свою дочь?
- У меня две дочери. Старшая занимается восточными языками, транспортными перевозками. Моей второй дочери 8 лет. Когда я рос, мне говорили: «Нет! Нельзя!». Со своей младшей дочерью ставлю эксперимент. Я говорю: «Да. Можно». Я разговариваю с ней как со взрослым человеком. Она с характером, но с ней можно договориться. С детства воспитываю в ней стопроцентное самообслуживание. Она любит готовить салаты, коктейли. Я понимаю, что она будет брать нож, значит, моя задача научить. Хочешь спички? - На. Если бы я запрещал, ей было бы интересно. Пока криминальных проблем нет. Хочешь разбить - на, разбей. Все равно мы должны разбить что-то, и сами упасть, получить шрамы. Не уберечься от всех ушибов, ударов. Все можно, только надо показать, как... Очень любит играть в пацанские игры: то ей сделай щит, то ей сделай меч. Мне самому интересно с ней играть. Она с трех лет умеет
водить автомобиль. Я научил ее нырт; плавать...
- Часто ездите к себе на родину, в Крым?
- Практически каждый год. Я занимаюсь подводной охотой. У лепя есть снасти, маски, ласты, оружие разное. Собираю мидии, делаю из мидий плов, фаршированные мидии. Я умею руками ловить креветок. Их очень трудно поймать, а я с детских лет это умел. Поэтому всем показываю, как их ловить: сначала их надо разглядеть, потом убаюкать руками, а по том раз - и поймал...
- Вы любите своего тезку поэта Александра Блока?
- Люблю. Кстати, он мечтал быть артистом, а я не пишу стихов. Так что мы с ним квиты.
Беседовала Татьяна БОЛОТОВСКАЯ