- Я очень рада бывать в Уфе, у меня здесь много друзей. И дети в Уфе замечательные, мы провели три плодотворных творческих дня, - заметила Светлана на творческой встрече с уфимцами.
- Как вы решили стать актрисой?
- Я родилась в Казахстане, куда мои родители поехали поднимать целину. Это когда кругом степь и степь, а на этой степи должно что-то вырасти. Папа был связан с кинофикацией, привозил фильмы в маленькие села и города. Это было большим событием для людей. Не знаю даже, с чем это сравнить сегодня. На фильмы собирались все, Дома культуры были забиты. А у нас дома была небольшая аппаратура с пленкой, старшие брат и сестра вешали простынку на стеночку и включали мне все-все фильмы. Я смотрела все, что тогда было модно - "Табор уходит в небо", "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница". Впервые в 8 классе я побывала в Санкт-Петербурге. Этот город снес мне голову совершенно. А когда я проходила мимо и увидела Институт театра, музыки и кино, поняла, что это все про меня. Я же и пою, и танцую, и кино люблю. Закончила 10 классов, но папа меня никуда не отпустил, потому что я была еще маленькая. Сказал, чтобы я поработала. Так я начала работать в Доме культуры, вела кружки. В Петербурге у меня никого не было. А у папы был знакомый, его однополчанин по фамилии Коган жил в Петербурге. Папа сказал ему: "К вам поедет девочка поступать, она, наверное, не поступит. Пусть поживёт у тебя". И вот меня встречает на Московском вокзале старичок с палочкой и говорит: "Светочка, вот тебе ключи". И отдаёт мне ключи от своей квартиры в центре города. Так люди жили во времена СССР, представляете.
- Помните свою первую роль?
- В театре свою первую роль я получила на четвертом курсе. Это был спектакль "Круглый стол под абажуром". Моей мамой на сцене была Елена Соловей - муза Никиты Михалкова, которая снималась во многих его фильмах. В этом спектакле она давала мне затрещину в конце первого акта. Рука у Елены была сильная и давала затрещину она так, что мое лицо было красное все время.
- Как произошла встреча с Алексеем Балабановым?
- Это были 1993-94 годы. Я только что родила первого сына. Было страшно выходить на улицу, кино не снимали, денег не было, страна голодала, продукты - по талонам. Ни хлеба, ни молока, ничего в магазинах не было. И вот мне звонок с "Ленфильма": " Светлана, вы можете прийти на пробу, молодой режиссёр из Свердловска вас приглашает". Я прихожу, а он такой субтильный, вообще на режиссёра не похож. Балабанов мне говорит, что сценарий написал и рассказывает про "Замок" Франца Кафки. Он сам перевёл это произведение и написал сценарий. Я должна была играть главную героиню. Съемки были очень интересные, такой атмосферный фильм. Играл Виктор Сухоруков, Алексей Герман, Николай Стоцкий. Мы объездили с этим фильмом все фестивали, на "Кинотавре" даже побывали. А потом, где-то через полгода, Леша звонит и говорит, чтобы я не уезжала из города, потому что он для меня сценарий написал. Так мы начали работать над фильмом "Брат". Леша сразу сказал, что денег нет, гонорара не будет, а сниматься будем в своих собственных вещах.
- Как вы пережили трагедию, которая случилась с Сергеем Бодровым в Кармадонском ущелье?
- Когда это случилось, я шла в театр и думала, что надо отменять спектакль, хотя все и говорили, что, возможно, их найдут. Помню, Витя Сухоруков сказал: "Свет, знаешь, они, наверное, не погибли. Их, наверное, прямо с телами Господь забрал". Я до сих пор не могу ставить свечку за упокой Сережи. Мне кажется, что он жив. Смерти нет.
- Что вам интереснее - театр или кино?
- Я совмещаю и театр, и кино. Просто в театре ты находишься как дома - у тебя есть своя гримерочка, свой столик, чай, тапочки. Ты готовишься, гримируешься, потом играешь спектакль и идешь домой. А в кино ты приехал в шесть утра, просидел на гриме два часа, потом тебя закрыли в вагончике, ты там просидел два часа. Затем вышел на площадку, а там сломалась осветительная аппаратура. Ты ждешь еще четыре часа. Дальше тебе привезли обед в коробочках, поел непонятно что. Снова на площадку, где на тебя надевают три тулупа. Вот так мы "Морфий" Балабанова снимали. Дальше обед, а потом снова съемки - роды принимаем. Везде течет краска-кровь, пять часов эти роды принимаем. Вдруг смена переносится на завтра, а завтра - опять роды. Чувствуете разницу?
- Кто, на ваш взгляд, входит в топ-три лучших режиссёров театра и кино и актеров?
- Безусловно, это Фоменко, Товстоногов и мой учитель Владимиров, который открыл дверь в театр для меня. Кинорежиссёры - Андрон Кончаловский и его брат, конечно, Тарантино и Леша Балабанов. Очень люблю Шукшина как режиссёра. Аль Пачино, он похож на моего папу. Ещё очень люблю Олега Янковского и Михаила Чехова. Чехов - универсальный артист, к сожалению, очень мало осталось видеоматериалов о нём. Актрисы - Нонна Мордюкова, Нина Русланова и Алиса Фрейндлих. Из современных актёров, конечно, Константин Хабенский, Ира Горбачёва и сестры Кутеповы.
- Среди поклонников Нюши из "Смешариков", которую вы озвучиваете, в основном дети?
- "Смешарики" - уникальная студия, которая опережает даже многие мировые студии мультипликации. Я очень рада, что причастна к этому проекту, потому что им занимаются настоящие профессионалы, которые пишут небанальные истории, интересные не только детям, но и взрослым. Один раз ко мне после спектакля подошел поклонник и говорит: "Вы можете моему другу дать автограф? Только подпишите, что это от Нюши". Оказалось, что другу 54 года. Мне кажется, что "Смешарики" - это объективно интересная история.
- Какой совет вы бы дали будущим студентам театральных вузов?
- Я посоветую вам читать литературу хорошую. Чехова, хотя он и трудно читается. Я сама знаю, что в подростковом возрасте очень трудно читать пьесы, потому что там не разобрать, кто есть кто, пока всех персонажей запомнишь. Но их все равно нужно читать. Достоевского - обязательно и Толстого. Читать поэзию и стараться её учить, потому что мозг наш очень быстро костенеет и перестаёт быть подвижным. Вот сейчас самое время тренировать мозг - читать, запоминать, учить, смотреть фильмы и все как губка впитывать. А самое главное - нужно общаться, потому что только через общение мы начинаем понимать кто мы есть. Дружить, общаться, вместе куда-то ходить, ездить, быть в команде, хорошо бы в какой-нибудь студии заниматься.