Мелодрама стала притчей
СПб. Алиса Фрейндлих в свой бенефис вышла на сцену не в солидной роли, а в образе маленького мальчика. Пьеса Э.-Э. Шмитта "Оскар и Розовая Дама" поставлена Владиславом Пази в театре имени Ленсовета, куда Алиса Фрейндлих вернулась после двадцатилетнего перерыва.
Эйнштейн и Копченое Сало
В пьесе Шмитта два пласта - реальный и философский. Реальность груба: десятилетний Оскар умирает от рака в частной клинике. Дружит с товарищами по несчастью - Эйнштейном (голова раздута от водянки), Копченым Салом (ожог), влюбляется в девочку не с "голубыми волосами", а с "голубой кожей" (болезнь крови). Умирает ребенок подробно - мы становимся свидетелями его мучений, страхов, отчаяния. По совету друга, Розовой Дамы из благотворительного общества (розовое - цвет униформы), Оскар начинает писать письма Богу, точно вычислив главный источник свершившейся несправедливости. Умирающее дитя, взывающее к Богу, - театр подошел к опасной грани, за которой искусство кончается. Драматург пользуется запрещенными приемами, сентиментальность - оборотная сторона жестокости.
Десять лет за день
Розовая Дама предлагает Оскару сыграть в игру: свой каждый прожитый день он может считать за десятилетие. За 10 дней Оскар успевает прожить 100 лет. До предела сгущенная человеческая жизнь выглядит особенно трагичной - ведь мудростью столетнего старика придется обладать десятилетнему мальчику. День, растянувшийся на 10 лет, - или десятилетия, пролетевшие как один день? Еще вчера актриса выходила на эту сцену, а когда вновь вернулась, оказалось, что прошло 20 лет. Так мелодрама становится притчей. Ее и играет Алиса Фрейндлих - с безупречным мастерством, неповторимым юмором, бесконечным изяществом и грациозностью. Одинаково легко на несколько мгновений она становится маленьким мальчиком, мудрой Дамой, измученными родителями и Голубой Девочкой. Актрисе интересно пробовать новое, ведь, в сущности, она очень молода. Она родилась всего 7 дней назад. Лилия Шитенбург
|