Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Актриса Алиса и кот Макс. Алиса Фрейндлих: «В жизни я плачу редко»

Марина Полубарьева ,- «Московский комсомолец» в Питере», 2004, 10 марта

Так бывает. Вроде бы знаешь о человеке все: родился-учился-женился. И в то же время не знаешь о нем главного: как он думает, чем живет, о чем волнуется. Чем ярче личность, тем глубже упрятан и прочнее опутан условностями внешнего мира мир внутренний. Ну, сколько всего написано про Алису Фрейндлих? Актрисе самой так осточертели вопросы про творческие планы, что она практически перестала давать интервью. И в то же время среди орденоносных дат, званий, событий сама она будто ускользает, оставаясь все такой же незнакомой и непонятной, как въевшееся посередине ее разломленной надвое фамилии «и краткое». А что если попробовать иначе? Мы сидим с Алисой Бруновной в ее гримерке в БДТ перед спектаклем «Аркадия» и... играем в игру, придуманную специально для нее, - «Ассоциации, или Представьте себе, что...». 
- В цветаевской программе вы читаете стихотворение, посвященное Блоку. «Имя твое - пять букв...» - и целая цепочка образов. А пять букв вашего имени какие ассоциации вызывают? 
- Когда я была маленькая, у нас еще не перевели «Алису в стране чудес», и единственная знакомая мне Алиса была та, которая с котом Базилио. Естественно, мне это совершенно не нравилось, поэтому меня дома и в школе звали Алей. Имя Алиса ко мне пришло только тогда, когда получала паспорт. А назвал так папа, о чем написал в своей книжке. Мама очень хотела дать русское имя Наташа. Но бабушка-немка сказала: «Что же ты устраиваешь девушке такую проблему: Наталья Бруновна Фрейндлих! Нужно что-то из католических или лютеранских». 
- Представьте: вы идете по парку, пусть это будет Пушкин или Павловск, осень. И вам навстречу по длинной аллее бежит девочка. Какая? 
- Наверное, беленькая, с косичками. Веселенькая. Лет семь-восемь. Белое платьице, белые бантики. Она... похожа на меня маленькую. Такие моменты были, поэтому эта картинка и возникла. Каждое лето бабушка собирала внуков и «пасла» нас на даче в Кавголове. Это было еще до войны. Во что я одевалась, конечно, не помню, но мы жили очень скромно, и бабушка перешивала для меня любимые мамины платья. Хотя забавы были в основном мальчишеские и на немногих фотографиях, которые остались с того времени, я всюду в штанишках. 
- Читаете книжку, и вам удивительно уютно на душе. Что за книжка? 
- Всю жизнь любила детские книжки, и даже сейчас иногда почитываю. Последняя, которую перечитывала, - Чарской. Хотела собрать внукам всю Чарскую, потому что с ней прошло мое детство. Во время войны, уже после блокады, лежала с двусторонним воспалением легких, и среди несожженных книг мне попалось «Лизочкино счастье». Книжек почти не было, и эту мне читали по кругу несколько раз, поэтому я ее знала практически наизусть. 
- Отправляетесь в магазин порадовать себя, примеряете какую-то вещь, которая так нравится, что хоть все деньги отдай. Что за наряд? 
- Часто у меня бывает, что я что-то покупаю опрометчиво: очень нравится, покупаю, прихожу домой - ерунда. А бывает, что какая-то вещь до того по душе, что буду носить ее, пока она не распадется на нитки. Как-то купила черненький джемперочек из очень приятной мягкой вискозы, а потом мне взбрело в голову зайти в пуговичный магазин, я накупила перламутровых пуговок и расшила его весь. И мне так он нравится! 
- Тьфу-тьфу-тьфу (и стучу по дереву): пожар или соседи затопили. Вбегаете в дом и хватаете то, что нужно прежде всего унести. Что? 
- Ну, прежде всего не что, а кого - кота Макса, он у меня серый сибиряк, очень пушистый, от чего очень страдаю: его надо все время причесывать, а он не дается - у меня, видите, все руки искусаны. Его пух летает по квартире, лезет в нос, в глаза - сколько ни убирай. Потом документы, деньги. А из вещей... Я бы, пожалуй, растерялась: уж очень много в доме любимого. К сожалению, я вообще сильно привязываюсь к вещам. Дочка ругается, что дом забит всяким разным, очень трудно делать уборку. Когда назначаю день выбрасывания, начинаю думать: это пока не буду и это тоже. А как я могу выбросить это, когда мне подарили там-то или тот-то? И говорю дочери: у тебя в доме такая гостиничная стерильность потому, что ты еще очень молода. Когда ты проживешь столько, сколько я, у тебя тоже весь дом будет забит какими-то знаковыми вещами. 
- У вас в доме праздник, ждете гостей и готовите свое фирменное блюдо. Какое? 
- В последнее время у меня стало мало сил, поэтому в основном, если собираемся, ходим в кафе. Но гораздо больше люблю принимать гостей дома, потому что атмосфера приятнее и все чувствуют себя свободнее, веселее. Я не бог весть какой кулинар. Мои соленые и маринованные грибы всем нравятся. Люблю делать торт, который у нас называется «Варварин» - не в честь дочери, а в честь ее прабабушки. Он делается из бисквитных палочек или печенья «Ленинградское» (которое вымачивается в кофе с коньяком) со сливочным кремом и орехами. Очень вкусный торт, но страшно трудоемкий, и печенье редко бывает. Зато печь ничего не надо. Правда, когда дочь его делает, у нее хватает терпения печь эти палочки. 
- Вы - в компании друзей. Оглядитесь по сторонам: кто вас окружает? 
- За мою долгую жизнь это бывали самые разные люди. Когда был жив Игорь Петрович (Владимиров. - Авт.) и мы вместе с ним колдовали в Театре Ленсовета, это был один круг, сейчас в БДТ - другой. Но есть и близкие подруги, с которыми мы иногда устраиваем девичники. 
- И вы гадаете? 
- Нет. Лишь однажды меня соблазнили принять участие в спиритическом сеансе у меня дома. Я соблазнилась и после этого тяжко заболела и убедилась в том, что это грех. Мы вызывали Георгия Александровича Товстоногова (это было года через два после его смерти). Спросили: «Где вы сейчас?» Он ответил: «По-прежнему в седьмом ряду зрительного зала». На следующий же день я пришла в театр, просчитала ряды и увидела, что его место - в девятом. Спросила наших радистов, где они ставили Георгию Александровичу стол. Показали: девятый! Потом посмотрела на стул - написано: седьмой. Оказалось, первые два ряда у нас литерные. 
- Вы плачете. Что вызвало слезы? 
- В жизни редко плачу. Но могу заплакать, посмотрев хороший фильм, или на спектакле, где меня что-то очень растрогало. Помню, на Бежаре, когда он первый раз приехал, - от восторга, так, что не могла успокоиться. До этого - когда смотрела «Легенду о любви» с Аллой Осипенко. Плачу почти всегда, когда смотрю передачу «Жди меня», хотя редко на нее попадаю. Раньше, когда была моложе, плакала от обиды. Сейчас не плачу, потому что не обижаюсь: сама не безгрешна, пытаюсь как-то оправдать поступок другого человека, часто оказывается, что сама и виновата. 
- Вас задели, да так, что вы даете пощечину. Такое можно представить? 
- Получать приходилось... А один раз было, что и сама дала. Но это не из рабочих, а из личных моментов. 
- Стыдно. До того, что щеки горят. За что? 
- Когда мне бывает стыдно, я предпочитаю извиниться. Из инстинкта самосохранения: так будет легче. Мне это ничего не стоит, а ситуация будет разряжена. Был один момент в детстве, когда мне было осознанно стыдно, и надо сказать, что теперь, когда мне бывает стыдно, он всегда всплывает в памяти. Наш садик вывозили на дачу, и когда родители нас навещали, привозили всякие сладости. Было правило: все гостинцы собирались в общую корзину и раздавались поровну. А я была влюблена в одного мальчика и сказала: «Дайте, пожалуйста, ему еще одну конфету. Я точно знаю, что это моя мама привезла конфеты». На что воспитательница попросила меня выйти из комнаты. Я сказала: не выйду. Она взяла меня за руку и потащила из комнаты вон. Я в войлочных тапочках разъехалась на шпагат с криком «не на-а-до!». И вот эта мизансцена с длинным «не надо» и выезд из комнаты на шпагате мне запомнились на всю жизнь. 
- Oщущение первых заработанных денег в руках... 
- В детстве часто бегала в кино, любимые фильмы смотрела много-много раз. После войны мама работала в двух местах и тащила меня с большим трудом (папа тогда уже не жил с нами, у него была другая семья). И мама давала мне заработать себе на кино: каждая из шести семей в нашей коммунальной квартире дежурила по неделе, за нашу семью дежурила я, за что получала от мамы деньги. Это были первые по-настоящему заработанные, свои. Я сейчас все время говорю Варе, чтобы она просто так не давала денег детям, и они зарабатывают, причем с удовольствием. Случается, Никита шалопайствует (учеба ему дается легко), его лишают развлечений - компьютера, театра, кино. И наоборот, если все хорошо, поощряем его подарками. 
- Критики сходятся во мнении, что Алиса Фрейндлих удивительно свободна на сцене - вне зависимости от спектакля и своей роли. И все же вы ощущаете какую-то внутреннюю зависимость. От кого или чего эта несвобода? 
- Театр. Принадлежность к нему требует дисциплины. Иногда бывает не то состояние души или самочувствие, чтобы играть спектакль, но это нужно делать, даже если ты болен. К несчастью, у меня очень низкая сопротивляемость организма, и никогда не бывает высокой температуры. Наоборот, она у меня понижается до 35,2. Но если температуры нет, как я могу не выйти на сцену? 
- А любовь к близким, невольно перерастающая в мучительный страх за них? 
- Знаю, что думать о худом грешно. Страхи сами притягивают негативные события. Но я не могу не думать об этом, и в этом тоже моя несвобода. Последний раз очень испугалась, когда позвонила Варе (а мы все время перезваниваемся, она много времени проводит за рулем, я за нее боюсь), и вдруг мне ответил мужской голос с кавказским акцентом: «Не звоните больше, она потеряла трубку, теперь у меня трубка». Вы не представляете себе, какой ужас я испытала. Я поняла, что с Варей что-то случилось, она попала в какую-то жуткую ситуацию. И этот безумный страх отпустил меня только тогда, когда Варя позвонила и я услышала, что она жива. Оказалось, что телефон не терялся, а его украли вместе с сумкой: на красном светофоре кто-то Варю отвлек вопросом, а с другой стороны открыли дверь и вытащили сумку. А там были все документы, какие-то деньги, ключи от ее квартиры, паспорт с пропиской у меня и ключи от моей квартиры. Пока аккумулятор телефона не сел, мы вступили в переговоры с мошенниками, и так как Варя случайно запомнила номер машины, удалось добиться, чтобы ключи и документы оставили для нас в условленном месте. 
- Вас носят на руках, вы чувствуете себя абсолютно защищенной, можете себе позволить быть слабой женщиной. 
- Такого никогда не было. Мне бы этого хотелось, но мне всю жизнь приходилось за что-то отвечать. 
- Держите на руках ребенка. Теперь уже не пять букв, а четыре: мама... 
- Это был тот редкий случай, мы оба с Игорем Петровичем хотели девочку. Рожала в Комарове: я там отдыхала. Прихватило, и в город уже привезти не успели, только в Зеленогорск. Это случилось 13 марта, нас было 13 рожениц. На свет появилось 12 девочек и один мальчик, причем все мамы девчонок хотели сыновей, а мама мальчика мечтала о дочке: дома уже ждали двое пацанов. Такая сложилась невеселая компания: бабы плакали, мужики грозились никого не забирать. И только я была довольна. На следующий день Игорь Петрович с другом пришли в больницу, их, конечно, не пустили, и они под окном показывали мне знаками, кто передает привет. И для того, чтобы я поняла, что мне передает привет мой любимый пудель, этот большой человек встал на четвереньки и «махал хвостом»! 
- Вы попали в какое-то необитаемое место. Как оно выглядит? 
- Мне бы хотелось, чтобы там была весна или лето. Вокруг зелень, какая-то лужайка, пригорок, течет ручей. Если надолго, то мне будет там плохо, а на какое-то мгновенье хотелось бы там оказаться. Подумать, повспоминать. Когда нечего вспомнить, жить очень скучно. Жизнь вся пронизана воспоминаниями о событиях, людях, мы постоянно оглядываемся назад - без этого не обсуждается почти ни одна тема. 
- Представьте себе: темный город, пусть это будет улица Рубинштейна, на которой вы живете. Вокруг никого. Свет в одном-единственном окне, оно открыто, и из него звучит музыка. Какая? 
- Очень много всякой музыки, которая соответствует городу. Но мне бы хотелось, чтобы это была какая-то медленно текущая, как вода, классика. Если бы это был рок или, не дай Бог, металл, я бы, наверное, быстренько прошла мимо, потому что вечерний город располагает к лирике. 
- Вы как-то сказали: счастье - это гармония. Гармония с природой - у костра, на речке, на грядке? 
- Очень люблю смотреть на горящий огонь - будь то камин, печка или свеча. В детстве у нас была печка, и я все смотрела, как горят дрова. На воду тоже люблю смотреть, на ее движение. Но сама плавать не люблю, у меня какая-то водобоязнь. Грядки исключены. Страшно люблю лес! Когда живу на даче, люблю найти какую-нибудь нехоженую лужайку и собирать букетики из полевых цветов, вместе с травой, осокой, метелками. Они у меня всюду в доме стоят. 
- Просыпаетесь утром - отличное настроение! От чего оно такое? 
- Я долго просыпаюсь по утрам. Приятный момент, который заставляет меня все-таки подняться, - что я налью себе кофе и возьму сигарету. Хорошее настроение сейчас у меня бывает, когда собираюсь с дочкой по магазинам. Она построила дачу, и мне нравится что-то вместе покупать. Когда мы переехали на Рубинштейна, мне страшно нравилось на миллиметровке рисовать план комнаты и «расставлять» там мебель, искать какие-то милые подробности в дом. (У нас тогда была в основном старинная мебель, поэтому она вся переехала на новую квартиру через реставрационную мастерскую.) Когда Варя была маленькая, она все время строила какие-то домики и на вопрос, во что она играет, отвечала: «В уютие!» Вот и я до сих пор люблю эту игру. 
- Выходите на поклоны после спектакля, зрители не отпускают вас со сцены. Такого триумфа еще не было. Что за спектакль? 
- Это бывает довольно часто. «Калифорнийская сюита» идет уже пять лет, но каждый раз принимается очень бурно. Поэтому, если вдруг будет худой прием, нужно будет себе сказать: хватит! В Театре Ленсовета было много спектаклей, которые принимали замечательно. «Дульсинея Тобосская» настолько здорово принималась залом, что, когда уже прошло несколько сезонов, было понятно, что зрители приходят и во второй, и в третий раз. Финальную песню мы уже пели вместе с залом. И после этого спектакля мы долго не могли расстаться, сидели в нашем радиоузле, и болтали, болтали, болтали... 
- Третий звонок. Спектакль начался. Шаг на сцену - а зал пустой... Первая мысль? 
- Это серия моих снов! Мне часто снится, что я играю, а зал постепенно пустеет, и в конце концов уже никого не остается. И другой сон: слышу по трансляции, что мне надо выходить, а я не одета и не могу найти ни чулок, ни обуви, в панике мечусь по гримерке. Слава богу, у меня таких случаев в жизни не было. И чтобы мой сон не стал явью, мы сейчас с вами попрощаемся - и я начну переодеваться!


Марина Полубарьева

 

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

АБОНЕМЕНТЫ

Уважаемые зрители! С 5 августа театр открывает продажу комплектов билетов (абонементов) с реализацией в свободном доступе только через кассу театра.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Спектакль "Три сестры", назначенный на 26 сентября, заменён на спектакль "Город. Женитьба. Гоголь.", начало в 18:00. Спектакль "Птицы", назначенный на 27 сентября, отменён. Приносим свои извинения!

Подробнее

ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ!

Уважаемые зрители! Рады сообщить, что уже сегодня мы открываем продажи на спектакли сентябрьского репертуара! Вы можете приобрести билеты в кассе театра ежедневно с 11 до 19 часов. Подробная информация в кассе театра по телефону 713-21-91

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого с 85-летием! Здоровья Вам, новых актёрских свершений на сценах Санкт-Петербурга. Мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр