В Театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера
Режиссер премьеры Олег Еремин долгие годы был ассистентом Валерия Фокина в Александринском театре, выходил как актер в ряде постановок. «Смерть коммивояжера» - его режиссерский дебют на большой сцене.
Огромное пространство, которое прекрасно решили художники Мария Лукка и Александр Мохов, оказалось не самой большой проблемой для дебютанта. Первый акт играется вокруг одинокого холодильника, манящего в свои недра мягким желтым светом, исходящим из него, как только кто-то тянет дверцу. Этот холодильник - символ уюта, дома и непроходимого мещанства. К нему припадают все участники пьесы, как к иконе. Он - неиссякаемая чаша. Гарант благоденствия и стабильности. Вилли Ломен (Артур Ваха) подает жене Линде (Ирина Ракшина) продукты: хлеб, яблоки, молоко, пиво, фрукты, овощи, упитанную индейку, в которой впоследствии Ломен спрячет револьвер для того, чтобы свести счеты с жизнью... Если бы не этот дуэт, спектакль бы не состоялся. В который раз за последние годы в Театре им. Ленсовета актеры страхуют режиссера.
Ваха играет своего Вилли Ломена человеком с внутренним надломом с самой первой минуты его появления на сцене. Казалось бы, еще ничто не предвещает трагедии, а понятно: добром дело не кончится... Хотя, несмотря на все актерские усилия, первый акт спектакля проходит в зияющей пустоте, которую режиссер заполняет суетой, словно его предпремьерная нервозность передается персонажам пьесы. Взрослые сыновья Вилли и Линды, вернувшиеся в отчий дом (Эрнест Тимерханов и Виталий Куликов), утомительно долго демонстрируют физическую силу молодых, обнаженных до трусов тел, отжимаясь, подтягиваясь и кувыркаясь на своей детской двухэтажной кровати. Потом все они, включая отца, соседа и одноклассника, будут тягать дверцу холодильника, изымая оттуда то банку пива, то минералку, то что-то еще... То принимаются перекидываться новенькими бутсами, то футбольным мячом. Лишь один персонаж сохраняет спокойствие. Линда Ирины Ракшиной грустно наблюдает за мужчинами со стороны, а когда у нее сдают нервы, натягивает резиновые перчатки, хватает ершик и неистово натирает унитаз, произнося... монолог о любви к своему мужу, человеку пусть и никчемному, но хорошему и честному. Это первая очень яркая и сильная точка спектакля. И единственная в первом акте, на протяжении которого зрителю не оставалось ничего, кроме как реагировать исключительно на замечательный текст Миллера и его шутки вроде «Надо расстрелять всех водопроводчиков! Одно починишь, другое ломается».
Второй акт становится для обоих главных действующих лиц взлетной полосой. Здесь уже разворачиваются настоящие битвы. Самые страшные войны всегда происходят внутри семьи. К тому же один из сыновей бабник, второй - вор. Да и с работы Вилли увольняют. Увольняет молодой беззаботный наследник дела своего отца, Говард Вагнер (Олег Федоров), владелец компании, которой Вилли отдал больше 30 лет жизни. Говард, когда к нему приходит Ломен, «рубится» в какой-нибудь Angry birds на своем планшетнике последнего поколения. Успешный по рождению. Оттого бездушный. Он не скотина, он просто делает деньги. Nothing personal. Only business. Ломену больше в этом мире места нет...
Во второй части спектакля вместо задника на сцене глухая бетонная стена с неприятно разверзнувшейся трещиной. Под стеной черные полиэтиленовые пакеты с мусором. Когда игра сыграна и ставка-жизнь потеряна, стена непонимания между персонажами падает. У могилы отца все примиряются. Казалось бы. Но затем несколько черных фигур, присутствующих на похоронах, отворачиваются и встают лицом к стене. Будущего нет?
Катерина Павлюченко, театровед