Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

АКТЁР СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Евгений СОКОЛИНСКИЙ, «PROсцениум», 2012, № 1 – 2, январь

Новое тысячелетие. Актёр XXI века должен много прыгать, горланить песни в микрофон под рок-ансамбль, а, покувыркавшись, сесть на стульчик и тихо доложить фрагменты из авторского текста. Так полагается в среднережиссёрском спектакле.

 

 

Дело даже не в том, что народный артист Владимир МАТВЕЕВ достиг 60-летия и ему не к лицу скакать. Он и в молодости скаканием не отличался. Сибиряк из села Сладково Тюменской области, Матвеев изначально был основательным, взрослым, что выделяло его из учеников Игоря Владимирова...
Не случайно в ленсоветовском Молодёжном театре, который существовал до того, как появился Молодёжный на Фонтанке, Матвееву поручали возрастные роли, роли людей зрелых, уставших: Советник в «Снежной королеве», вампиловский Шаманов - «Прошлым летом в Чулимске». А позже в Молодом театре - экстравагантный, изверившийся отец Стомиль. Люди, по Матвееву, существуют в жизни мрачной и давящей к земле. 
Публика любит мужчинок, «приятных во всех отношениях», или демонов, обольстительно щекочущих нервы. Матвеев по фактуре своей и трезвому взгляду на мир ни к тем, ни к другим не принадлежит, поэтому, наверное, медийной фигурой и не стал. Хотя снялся в нескольких десятках фильмов, в том числе, «ментовских». 
Кроме того, что бы ни говорили сторонники актёрского театра, на каждого актёра должен найтись режиссёр. Алиса Фрейндлих стала звездой Игоря Владимирова. Юрский, Басилашвили, Лавров - звёздами Георгия Товстоногова. Разрушение альянса никому не принесло успеха. Матвеев пошёл по пути наибольшего сопротивления. Он - ничей.
Правда, был момент, когда он ушёл «в никуда» из театра имени Ленсовета за молодым Семёном Спиваком. И действительно сыграл у него две отличные роли в «Ударе» Виктора Розова и в «Танго» Славомира Мрожека. Но уже в Молодёжный со Спиваком не влился. Вернулся на Владимирский, где вскоре получил роль Ихарева, его прославившую. Герою Матвеева дарована призрачно-легкомысленная надежда на триумф. Ихарев из гоголевских «Игроков» ощущал себя поэтом и самозабвенно любил колоду карт, сотворенную собственными артистичными руками. Впрочем, ему тотчас показали, что есть реальная действительность. Это была последняя большая удача владимирского театра - стареющий мэтр работал над «Игроками» с воодушевлением.
Следующий матвеевский шедевр тоже связан с яркой режиссёрской индивидуальностью. Геннадий Тростянецкий ставил «Каренин. Анна. Вронский», прежде всего, на Матвеева. Могли меняться Анны (адекватного Вронского режиссёр так и не нашёл), но Матвеев определял всë. Благодаря Каренину-Матвееву был достигнут фантастический сплав фарса, драмы, лирики, нигде за последние десятилетия не выраженный с такой выразительностью и темпераментом. Спектаклю десять лет, но он в прекрасной форме. Я видел его недавно во Пскове. Актёры приехали на автобусе и были крайне измучены. Однако «Каренин» прозвучал свежо, сильно и послужил великолепной кодой Пушкинскому фестивалю. Свой индивидуально найденный сплав фарса и трагедии Матвеев бережно передал Михаилу Левшину, когда сыграл в театре «Комедианты» «Венецианского купца».

 

 

Итак, к пятидесяти годам у артиста за спиной остались три роли. С их помощью он уже вошёл в историю российского театра: Ихарев, Каренин, Шейлок. Можно бы и успокоиться, но положение мастера на покое его не устраивало. В то же время печальная эпоха Гарольда Стрелкова в театре имени Ленсовета не давала возможности для серьёзной работы. Разумеется, и в 2000-е он сделал несколько достойных ролей: хитроватого медведя Мамаева, который объегоривает сам себя («На всякого мудреца довольно простоты»), униженного академика Игнятовича («Ночь и день» Биляны Срблянович), донельзя опустившегося, суетливого алкоголика Сорокина («Заповедник» по Сергею Довлатову).
Однако от скачущего по известным названиям театра трудно было ожидать основательности. А именно к ней стремится Матвеев. И вот началась параллельная, насыщенная работа с классикой в театре «Русская антреприза». Её руководитель - Рудольф Фурманов - полагает: только его театр является в городе истинным хранителем классического наследия. Режиссёр Юрий Цуркану действительно не вольничает с Островским, Тургеневым, Булгаковым, Львом Толстым и занимается с актёрами всерьёз. Иногда спектакль получается, иногда остаются только добрые намерения. На площади Льва Толстого Матвеев сыграл пять классических ролей. Из них Кузовкин в «Нахлебнике» Ивана Тургенева и Корзухин в «Рыцаре Серафимы» (по мотивам первой редакции пьесы Михаила Булгакова «Бег»). Обе роли заслуживают особого внимания. При всей полярности двух фигур: один жалок, другой гадок - обе требуют умения лепить противоречивый, неоднозначный образ. В «Нахлебнике» актёр стремился найти перепады от грустного шутовства к трагическому надлому Достоевского, в «Рыцаре» показал вместе с Сергеем Барковским (Чарнотой) эффектнейшую сцену игры, где азартность Парамона Корзухина напоминала азартность молодого Ихарева. 
Вот тут мы и подходим к самому главному. Вглядываешься в пёструю вереницу созданных Матвеевым образов (их порядка сорока только в театре!) и задумываешься, что в них общего. Не модные по своей эстетике, они психологически современны, плоть от плоти «смутного времени». Какими бы внешне агрессивными, самоуверенными не были его герои (Шейлок - «Венецианский купец», Боровцов - «Пучина», Хрюков - «Шутники») они всегда не уверены в будущем. А кто из нас уверен в завтрашнем дне? Униженные и унижающие постоянно ждут удара из-за угла. И получают его, будьте уверены. Они хотят быть счастливыми, как всякий человек. Но не знают, из чего счастье сделано. Неопределённость целей, побуждений приводят их к неизменному поражению. И, в конечном итоге, какими бы мерзковатыми манерами, внешними свойствами не наделял их жёсткий артист, мы почему-то им сочувствуем. Да, это герои нашего времени. Не аппетитны? Что делать, «на зеркало неча пенять»...
Артист Матвеев нас не щадит, и в этом его, своего рода, миссия. Речь не идёт о раз и навсегда избранной характерности, речь идёт о русском (даже если это Шейлок) человеке, изломанном историей. Хотелось бы выглядеть посимпатичнее, но «уж что уж, если нет уж», как говаривала Анфуса Тихоновна из знаменитой пьесы Островского «Волки и овцы». Актёру надо нести свой крест и не жалеть, что его имя не мелькает на страницах популярных газет и журналов. 
Наверно он мог бы выходить на сцену чаще. Жаль, не сыграл на родной сцене ни в «Драконе», ни в «Ревизоре». Его явно поджидают Городничий, Варравин, Скупой рыцарь, Гобсек. Только нужны режиссёры, которые его увидят в этих ролях. А пока - терпение и надежда! Быть может, новый театр имени Ленсовета, творческий процесс которого будет отныне определять режиссёр Юрий Бутусов, хотя бы отчасти совпадёт с устремлениями актёра Владимира Матвеева.

 

Евгений СОКОЛИНСКИЙ

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр