8 марта 2022 года на Малой сцене Санкт-Петербургского Государственного академического Театра им. Ленсовета состоялся дебют режиссёра Федора Пшеничного — премьерный спектакль «Академия смеха» по пьесе современного японского драматурга Коки Митани.
Спектакль меня потряс! Я до сих пор нахожусь от него под большим впечатлением. Огромный успех этого спектакля заключается в тандеме исполнителей двух главных ролей: Сергея Перегудова — Государственного цензора и Ильи Деля — Автора. Признаюсь, я наслаждалась каждой минутой их игры, и она сделала спектакль уникальным: на сцене всего два героя, а ощущение, что перед нами предстал весь мир.
Противостояние двух героев рождает истину и позволяет нам по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Все здесь многогранно и неоднозначно, все не так, как кажется на первый взгляд. До самого финала невозможно разобраться, кто есть кто. Здесь все как в жизни: никогда не знаешь что будет дальше.
Несмотря на то, что автор пьесы японец, спектакль получился про нас, наше прошлое и настоящее. А потрясающе ёмкие и при этом бездушные декорации лишь подчеркивали эту общность с нашим опытом.
Как бы нам ни хотелось верить в наличие у нас свободы, все мы находимся в некой матрице, и чтобы в ней выжить, приходится подстраиваться под её законы.
В эти моменты мы клянём свою тяжелую судьбу, но забываем о том, что сами обслуживаем эту систему и, по сути, боимся её потерять, потому что она обеспечивает нам хоть какое-то, но ощущение равновесия и безопасности. Даже если при этом мы чувствуем себя несчастными, наш мозг постоянно напоминает о том, что сохранность вида — его главная задача.
И в тот момент, когда ощущение безысходности становится полноправным, сила чистого намерения и человеческое достоинство выходят на передний план. Действительно, нет смысла бороться с ветряными мельницами, но творить свою собственную реальность может каждый из нас, независимо от того, в каких условиях он при этом находится.
Автор, внешне полностью прогибаясь под абсурдные и невыполнимые требования Цензора, использовал каждую его правку, как возможность сделать свою пьесу идеальной. Его гибкость дает ему возможность творить, что в конечном итоге открывает новые возможности и для Цензора, потому что такой «способ борьбы» — не война, а сама жизнь в моменте: здесь и сейчас. И если ты однажды сумеешь поймать это ощущение сотворчества в потоке, то уже никогда не захочешь его потерять.
/Татьяна Преснякова/