Top.Mail.Ru

Академический театр имени Ленсовета поздравляет

Вера Николаева, -«Зрительный ряд», 2008, № 6(50), 1 - 15 апреля

Елена Комиссаренко - одна из ярких учениц выдающегося педагога и режиссёра Зиновия Яковлевича Корогодского. После окончания Ленинградского театрального института актриса работала в Театре имени Ленинского Комсомола (ныне - Театр «Балтийский дом») и ТЮЗе имени А.А.Брянцева. В 1985 году была приглашена в труппу народным артистом СССР, режиссёром и многолетним художественным руководителем Театра имени Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым. 
За более чем двадцать лет работы на ленсоветовской сцене актриса по праву заняла место ведущего мастера, лидера труппы. Её колкие чудачки и фантазёрки в произведениях отечественных авторов Бориса Васильева, Людмилы Разумовской, Александра Гельмана, Александра Галина, многогранные образы в произведениях классиков ХХ века - Михаила Булгакова, Ингмара Бергмана, Сомерсета Моэма - запоминались сразу и надолго. Вот уже двадцатый сезон броский победительный шарм, изящество экстравагантности и блистательная экс¬центрика отличают ее Эву в современной итальянской комедии Альдо Николаи "Любовь до гроба". Дерзкая ироничность, чарую¬щая притягательность незаурядной личности, трезвость оценок, дотошность и одновременно способность к авантюрным решениям - эти точно и тонко сыгранные качества в роли Руэллы, интеллектуальной леди с безупречными манерами и скрытым бурным темпераментом, в спектакле "Дверь в смежную комнату" по занимательной английской детективной комедии-фэнтези Алана Эйкбурна позволили Елене Комиссаренко стать лауреатом высшей санкт-петербургской театральной премии "Золотой софит" в номинации "Лучшая женская роль сезона".
Уже более 200 раз сыгран на сцене театра спектакль «Король, дама, валет» по роману Владимира Набокова в постановке Владислава Пази. Магия набоковского текста строится на тонкотканных хитросплетениях ассоциаций, бисерных полунамёках, виртуозных полутонах. Поначалу изысканно-аристократичная, надменно-холодная героиня Елены Комиссаренко Марта позволяет себе окунуться в волшебно-нежный романтический флирт. Но постепенно мы чувствуем, как она теряет ощущение реальности, сквозь брезгливо-утомленные интонации пробивается внутренний накал страсти, не¬предсказуемая душевная буря становится мороком, опустошающим наваждением, приводящим героиню к трагическому финалу.
Не менее сильные эмоции и горькие разочарования преследуют другую героиню Елены Комиссаренко - пленительную женщину-загадку Гедду в драме выдающегося классика норвежской литературы Генрика Ибсена «Гедда Габлер». Царственная дразнящая женственность, экзальтация в попытках вернуть ускользающую красоту блёклого несовершенного мира придают Гедде-Комиссаренко, по мнению одного из критиков, сходство с «эпической валькирией, гипнотизирующей окружающих интонациями сирены». Сама актриса на вопрос: «В чём для Вас главная тайна Гедды?» - отвечала: «Это женщина-сфинкс, комета, пролетевшая по звёздному небу. Она абсолютно современна, смела и откровенна порою до цинизма. Провоцирует людей, срывает с них маски. Женщина-провокатор, женщина-бретёр, харизматическая личность. Её судьба - история неординарного человека, не нашедшего предназначения в обыденной жизни. Её запирают в душный и благополучный бюргерский мирок, и она погибает. У Гедды есть претензии к несовершенству мирозданья, и она сводит счеты не с людьми. Она же Гамлет в юбке. «Ради чего живет человек? Как примирить страсть и разум? Как стать хозяином своей судьбы? Как распорядиться жизнью?» - вот ее вопросы. Она по-ницшеански спорит с судьбой, играет в опасные игры». Недаром уникальное петербургское общество зрителей «Театрал» наградило актрису «за психологическую тонкость и женственность» в создании образа Гедды Габлер Призом зрительских симпатий. 
«Русский мюзикл «Владимирская площадь» А.Журбина, В.Вербина по роману Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорблённые» позволил с полным блеском продемонстрировать уникальные вокальные данные актрисы. Героиня Елены Комиссаренко является на сцену как видение, потусторонний, ирреальный персонаж, то растворяясь, то вновь материализуясь в мистической атмосфере «города-паука, города-чудовища». В проникновенных романсах-ариях чуть надтреснутый, низкий, завораживающий голос актрисы передаёт все изломы и бездны драматической судьбы несчастной обманутой женщины. В финале спектакля именно Елена Комиссаренко в дуэте с Владимиром Матвеевым, исполняющим роль Смита (по сюжету - отца героини), даёт острейшую эмоцию трагического просветления, очищающего катарсиса. 
В недавней яркой премьере театра по роману Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада» в постановке Гарольда Стрелкова Елена Комиссаренко предстала перед зрителями в образе королевы Кастилии Леоноры. Актриса словно из разноцветных мозаичных фрагментов складывает судьбу героини, разгадывает вместе с нами шараду незадавшейся жизни. Её грациозно-кокетливая королева стремительно врывается на сцену, умело играет на тщеславии мужа - короля Альфонсо (засл.арт.России Семён Стругачёв), используя цепкий ум, обаяние и даже лукавую хитрость. Поворот сюжета (сердцем короля завладела другая) - и перед нами апатичная, безвольная, заторможенная кукла, словно иссохшая от страданий. В следующей сцене - обезумевшая от безысходности в борьбе со смертельной болезнью сына фурия, пронзительно кричащая и бьющаяся в судорогах. Далее - вкрадчивая мстительница за поруганные женские честь и достоинство, и к финалу - покорная тихая любящая жена, безропотно готовая к расплате (ведь она стала причиной смерти юной возлюбленной короля) за содеянное. Этот трагикомический пряный коктейль демонстрирует филигранное мастерство актрисы.


Материал подготовила Вера Николаева