Top.Mail.Ru

Абсурдный мир

Ким Анастасия,- Сайт www.geometria.ru, 2006, 13 января

В театральном мире сложно избежать сравнений. Всегда найдется человек, который скажет: «Эх, это, конечно, не Смоктуновский...» или «А вот Товстоногов в свое время...». Молодым и зеленым легче - мало видели, мало знаем. Плохо это или хорошо - другой разговор. В конце концов, мы не виноваты, что 15-20 лет назад не ходили в театры, не застали то поколение. Но случается иногда, что «смена поколений» происходит в ускоренном темпе. И появляется возможность сравнить здесь и сейчас тех и этих. Остается только главный вопрос - надо ли? 
Так в 1998 году в театре имени Ленсовета все смотрели «Войцека» Юрия Бутусова, где главные роли исполнили выпускники курса Вениамина Фильштинского - Константин Хабенский (Дурачок Карл), Михаил Пореченков (Капитан), Михаил Трухин (Войцек) и другие. Спектакль стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", участвовал в Международных театральных фестивалях Франции, Германии, Италии, Чехии, Польши, Швеции, номинировался на всероссийскую национальную театральную премию "Золотая Маска". Потом спектакль рассыпался - ребята подались в кино. Остались режиссер и задумка. 
И вот однажды Бутусов вернулся из Москвы и решил сделать вторую редакцию «Войцека» (в 2004 году) с тогдашними студентами актерского курса Пази. И сделал. Так поколение талантливых сменило новое поколение талантливых: Дмитрий Лысенков, Олег Федоров, Кристина Кузьмина, Станислав Никольский, Алексей Торковер и другие открыли для себя недописанную пьесу Георга Бюхнера «Войцек» (во второй раз для театра). 
Их лица знакомы нам по спектаклям «Кабаре», «Сотворившая чудо», «Старший сын». Они - индивидуальны и независимы. Их спектакль «Войцек» - это синтез комического и трагического. Их девиз - песенка на простой мотив: «У красавицы девицы мужа нет... а сын родился...». Сюжет их истории прост - затравленный брадобрей убивает свою возлюбленную - она изменила ему с красивым Капитаном за сережки. Крик их души слышен - ценностей в жизни больше нет. Мир их мал - малы и люди. История судеб их героев абсурдна - мир их абсурден. 
В условных, «косых» декорациях балансируют на грани между жизнью и смертью мелкие люди с мелкими проблемами, с мелкими стремлениями. Но они не сами по себе такими стали - мир их выкинул за границы допустимого отношения к божьему созданию. Нельзя заставлять человека есть один горох. Даже ради научного эксперимента. Но горох в данном случае - это как оброк с крестьянина. И так тяжко - так еще прибавим. Закон жизни. Смотри, не сломаешься! И, правда. Но сам-то, может, пополам не переломишься, но жизнь свою сломаешь. И все - дальше только под откос. Убивать или продаваться. 
А мир будет смотреть на происходящее глазами симпатичного Дурачка Карла (Дмитрий Лысенков). Будет радоваться блестящим побрякушкам, которые ему достанутся после гибели несчастного Войцека (Олег Федоров). Будет аккуратно укачивать ребеночка. Будет ехидно наблюдать, как Мария отдастся Капитану. И при этом будет по-своему добрым. По-своему злым. По-своему абсурдным. 
И спектакль в целом так по-своему самобытен, что молодых ребят почему-то не хочется сравнивать с теми, над кем уже болтается ореол. 

Ким Анастасия