«Город. Женитьба. Гоголь.». Сочинение по пьесе «Женитьба» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Театр им. Ленсовета. Режиссер Юрий Бутусов. В ролях: Анна Ковальчук, Евгения Евстигнеева, Галина Субботина, Олег Федоров, Сергей Перегудов, Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков
Спектакли Юрия Бутусова - совокупность авторских приемов. Он может брать любой шедевр мировой драматургии и кромсать его по своим лекалам. В чем не заподозришь Юрия Николаевича, так это в верности традиции. (Хотя, что нынче традиционно по отношению к этой пьесе – поди, вспомни.) "Женитьба" Николая Васильевича Гоголя в новой трактовке - трагикомедия. Что бы ни ставил этот режиссер, он придает действу трагический оттенок. Смех, конечно, приёмы гротеска вызывают, но этот гротеск на грани отчаяния: смешно, но еще чуть-чуть, и будет грустно, или даже страшно.
Агафья Тихоновна – уже третья работа Анны Ковальчук в спектакле Юрия Бутусова (впервые она поработала с ним над ролью Натальи Петровны в спектакле «Все мы прекрасные люди» по пьесе «Месяц в деревне» Тургенева, потом была Наташа из чеховских «Трёх сестёр»). Эта актриса - определенно его героиня, она сразу же приняла правила игры.
Юрий Бутусов - мастер эффектных мизансцен. Новый спектакль, как мозаика, составлен из драгоценных камешков: убери один, и нарушится четкий рисунок. Я не думала, что на самом деле «Женитьба» столь грустное произведение, что близки нынешним девушкам любовные томления Агафьи Тихоновны. Хочется быть счастливой, но всё чего-то не складывается. Ах, ну почему это так? Лейтмотивом спектакля могло бы стать тютчевское: «Как сердцу высказать себя?» Или пушкинское: «А счастье было так возможно! Так близко».
Пьеса «Женитьба» в трактовке Юрия Бутусова повествует о несчастных, непонятых обыкновенных людях. И красавица Агафья Тихоновна «так же, как все, как все, как все» бродит по земле и счастья себе просит. Артисты играют великолепно. Анна Ковальчук передала душевный надлом гоголевской героини, ее нерешительность, страх вытащить не тот жребий и жизнь пустить под откос. Впрочем, здесь каждый ведет себя так, будто на кону целая жизнь, а не просто свадебное торжество со всеми прилагающимся атрибутами. Будто от того, кто выиграет этот раунд, зависит - кому жить, а кому умирать. По крайней мере, у всех женихов волос седой: как ловко сваха Фёкла Ивановна (Галина Субботина) вытянула этот волос из головы незадачливого Подколёсина (Олег Фёдоров), растянув до гигантских размеров, намотав на руки, как парки (богини судьбы из древнеримской мифологии, если кто забыл)! Как же это страшно - прожитая наполовину жизнь, прожжённая жизнь одиночки…
Великолепна троица женихов: экзекутор Яичница (Сергей Мигицко), отставной пехотный офицер Анучкин (Евгений Филатов) и моряк Жевакин (Александр Новиков). Они вели свои застольные беседы у столика в кафешке в начале первого и второго действий. Знакомились друг с другом, пытались проникнуться общей проблемой - близящейся одинокой старостью. Три освященные во мраке фигурки распевали советские шлягеры. Зрители хохотали и аплодировали стройному хору: «Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки? А девушки - потом!», «Песне ты не скажешь «До свидания!», песня не прощается с тобой!», сюда же затесался блатняк от группы «Чиж и Ко» - «Когда мы были молоды, бродили мы по городу…». Город то и дело врывался в сценический текст этой вот незатейливой мелодией, звоном колоколов, завыванием ветра и шумом грозового ливня. Это Петербург, друзья.
Художник Николай Слободяник верен минимализму - на сцене появляются только атрибуты дождливого города: фонарь, скамейка, решетка. Непременные и зимой и летом Петр I и Екатерина (в ней Подколёсину впервые в спектакле привидится будущий предмет размышлений – Агафья Тихоновна) позируют уличному фотографу. В этом городе всюду печаль. Действительно, тем, кто задумал жениться, начинают казаться ужасно важными житейские мелочи вроде отутюженной рубашки, нового фрака и ваксы для сапог, деревянная пристройка к каменному дому может испортить настроение (однако, приданое!), официанты, праздничный ужин… Но нет ничего важнее собственного седого волоса и Её прекрасной ручки. Такие моменты трогали до слез.
Как не пожалеть несчастненьких женихов (кто с цветами, кто с шампанским), робеющих перед красивой женщиной, но более всего страшащихся перспективы расстаться с никчемной холостяцкой жизнью? («Как же не страшно? Был неженатый, а теперь вдруг женатый!»). Невеста преследовала героев в виденьях – то манекеном в витрине обернётся, то непомерно толстой бабищей на улице промелькнёт. Знакомая со школьных времен пьеса обернулась множеством нежнейших подробностей. Двое ели знаменитейшие петербургские пышки за высоким столиком, дули друг на дружку сахарной пудрой. Невесту забрасывали снегом, превращая в сугроб. Кочкарёв (Сергей Перегудов), единственный женатый мужчина спектакля, никак не мог расстаться со своей сварливой, но такой родной женой. Герой Сергея Мигицко вдруг щемяще, после отказа невесты, говорил словами Гоголя из «Невского проспекта» - «Лучше бы ты вовсе не существовала, не жила бы на свете…»; Евгений Филатов изъяснялся горькими словами Поприщина из «Записок сумасшедшего»; Александр Новиков переходил на текст Хлестакова – дескать, с Пушкиным на дружеской ноге, почему же – отказ в семнадцатый раз? И троица отвергнутых женихов превращалась в печальных клоунов с красными носами. Трогательный и очаровательный получился спектакль у Юрия Бутусова.
Помимо сценок из «Женитьбы» с повторами на разные лады самых известных пассажей («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай!»), страниц из повестей и пьес Гоголя, в спектакль вплетены и письмо Евгения Онегина к Татьяне, и стихотворение Марины Цветаевой «Мы с Вами разные как суша и вода», и текст из романа Достоевского «Идиот». Все это, видимо, было нужно, чтобы добавить грусти в забавную пьесу, которая, по мнению режиссера, вовсе не забавная, а про одиночество и невозможность быть счастливыми. Но иногда, право же, было презабавно. Служащий Иван Кузьмич Подколёсин - нелепый, робкий, нескладный, зато порядочный человек! - лихо сиганул в окно от невесты своей мечты под крики «Горько!». Новая жизнь не дается даром. В голове крутились песни, спетые на три голоса, зрители смеялись. Но вообще-то, грустная вышла «Женитьба».
Полина Виноградова