Top.Mail.Ru

А не мещане ли мы?

Марина КОЗЛОВА,- «Вечерний Санкт-Петербург», 15.02.2021

Постановки по выдающейся пьесе Максима Горького «Мещане» на сценах петербургских театров – не частые гости. Тем более интересным для театральной публики будет новая работа молодого петербургского режиссера Василия Сенина в Театре имени Ленсовета.

Максим Горький написал пьесу в 1901 году, на тот момент численность мещанского сословия в России составляла около десяти миллионов человек – вторая по величине группа населения после крестьянства. Разумеется, у этого сословия, представители которого, как правило, занимались мелкой торговлей, ремеслом, служили приказчиками, сложилось свое мироощущение, своя культура, стиль поведения. Эти нормы сформировали само понятие «мещанство», которое с середины XIX века стали употреблять в переносном смысле. Называли так людей с мелкими интересами и ограниченным кругозором.

Пьеса Максима Горького, который, по некоторым оценкам современников, люто ненавидел мещанство, также вскрывает главные язвы этого стиля жизни.

Действие разворачивается в провинциальном городке в доме зажиточного мещанина Василия Бессеменова (актер Артур Ваха). Глава семейства, имеющий на все вопросы единственно правильную точку зрения – свою, находится в постоянном конфликте с окружающими. Разве что только не с женой Акулиной Ивановной (актриса Светлана Письмиченко), у которой, как и положено при таком муже, своей точки зрения нет вовсе. В сыне Петре (Иван Шевченко) мещанина раздражает, что тот образованный. Дочке Татьяне, школьной учительнице (Татьяна Трудова), ставит в вину, что та не замужем, и это тоже из-за излишнего образования. Своим приемным сыном, машинистом Нилом (Кирилл Нагиев), Василий Васильевич недоволен, потому что тот работает. родственник Перчихин (Евгений Филатов) его раздражает, потому что тот зарабатывает на хлеб продажей птичек. В общем, нет спокойной жизни Бессеменову, оттого что люди вокруг живут какой-то своей, отличной от его жизнью.

Дети его тоже несчастны. Сын Петр, бывший студент, исключенный из университета за недолгое увлечение политикой, мечтает об одном – восстановиться и удрать из родительского дома. У учительницы Татьяны постоянные истерики – она тяготится своей работой и мечтает выйти замуж за твердо стоящего на ногах сводного брата Нила. Но тому нравится другая – простая жизнерадостная девушка Поля, которая помогает в доме по хозяйству. Итог пьесы печален: Татьяна травит себя нашатырным спиртом, ее спасают, но семья разрушается. Нил с Полей покидают дом навсегда, вслед за ними уходит и Петр к любовнице. В доме с родителями остается только Татьяна, которой попросту некуда и не с кем уйти.

Взрывные страсти, кульминационные моменты из жизни героев, ссоры, срывы, мрачный юмор – эти приемы горьковской пьесы оказались близки режиссерскому видению Василия Сенина.

Для того чтобы перетащить героев из XX в XXI век, режиссер одевает их в современную одежду – стоит отметить великолепную работу художника по костюмам Ольги Никитиной. Василий Сенин устраивает в течение постановки некоторые симпатичные хулиганства, что делает спектакль оригинальным, запоминающимся. В первом действии служанка дома выходит на сцену с натурально живым младенцем на руках, что вызывает в зале умилительное «Ах!». Во второй части на обеденном столе, который является основным предметом интерьера, как и полагается в мещанском доме, появляется настоящий спелый арбуз, который персонажи с удовольствием поедают. Запах разносится по всему партеру. Очень красиво решена сцена любви между Нилом и Полей, за что хочется сказать отдельное спасибо художнику по свету Константину Аникину.

В общем, если вы хотите провести вечер, насыщенный эмоциями, страстями, приходите в Театр имени Ленсовета 19 февраля.

Цитата

Режиссер постановки Василий СЕНИН:

«Хочется приблизить, насколько возможно, пьесу 1901 года к нашему ощущению того, о чем в ней идет речь. Я вижу в пьесе историю людей, которые живут сегодня в совершенно ином мире, в иных условиях, чем те, в которых прошло их детство. Мы и сегодня изо всех сил пытаемся соответствовать новому миру, с надрывом боремся за собственное ощущение хозяев своей жизни. А если не преуспеваем в борьбе – тут же начинаем эту жизнь ругать. Безумие так называемых нормальных людей признано как единственный способ выживания в мире, где мы оказались помимо своей воли».