Top.Mail.Ru

70 лет беспокойства

«Московский комсомолец» в Питере», 2003, 19 ноября

Когда семьдесят лет исполняется человеку, понятно, что он стар. Но когда семьдесят исполняется театру, все констатируют, что он молод.
Долголетие «храма искусства» определяется наличием публики, а ее, как известно, не обманешь. Зрители безошибочно определяют начало дряхления театра и перестают в него ходить, а без них театр умирает. 
С Театром имени Ленсовета такое не случится никогда. Семьдесят сезонов успехов, находок и удач обеспечили ему непреходящую славу, стойкую любовь публики и творческую молодость. Накануне юбилея мы встретились с художественным руководителем театра заслуженным деятелем культуры России, Киргизии, а с недавнего времени и Польши, Владиславом Пази. 
- Владислав Борисович, вы прослужили в этом театре ровно десятую часть его жизни. Как оцениваете свою «десятину»? 
- Я пришел в театр, когда им еще руководил легендарный Игорь Петрович Владимиров. Забавное название моей должности («директор с правами главного режиссера на время отсутствия художественного руководителя») - определило главную задачу - обустройство Дома. 
- Следовательно, вы были уверены, что пришли сюда надолго? 
- Да, конечно, ведь пригласили меня в театр артисты. Положение было тяжелое: Игорь Петрович хворал, творческая работа замерла. Я мог пойти и в другие театры, но, отсмотрев несколько спектаклей, понял, что труппа Ленсовета мне близка. Встреча с Владимировым закончилась наставлением: «Ты должен во всем со мной советоваться!» Но надо отдать ему должное: во всех начинаниях я получал поддержку. 
- Николай Акимов во времена своего руководства говорил: «В театре сложились свои традиции. Лучшая из них - вера в силы молодежи, в ее права на большую и ответственную работу». Судя по всему, Игорь Владимиров тоже следовал этой традиции... 
- При Игоре Петровиче через театр прошел не один студенческий курс. С моим приходом верность традиции сохранилась: в театре появился молодой, тогда никому не известный режиссер Юрий Бутусов, пришли ученики Фильштинского... Доверие к ним оправдалось. Сейчас в труппу вливаются мои ученики. Театр - это Дом, воспитывающий молодежь примерами мастерства. Студия при театре - это замечательная русская традиция, заложенная еще МХАТом, очень хороший способ воспитания смены и сохранения труппы в боевом состоянии. 
- О боевом состоянии свидетельствуют награды, полученные недавно театром... 
- Сейчас в труппе есть артисты разных поколений. Хорошие артисты, как мне кажется, и мы можем таким составом решать любые задачи. Доказательство - создание оперы «Владимирская площадь». В постановку вложено столько труда,что награждение ее как лучшего спектакля, выпущенного к 300-летию Санкт-Петербурга, воспринято нами как заслуженное. 
«Золотой софит» вручен актеру Сергею Мигицко за исполнение главной роли в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений». Спектакль этот в некотором смысле кредо нашего театра. Обвинения в бульварности и потакании вкусам публики регулярно обрушивались на наш театр все 70 лет его существования. «Фредериком» мы утверждаем, что потакание именно вкусам, а не безвкусице публики есть способ жизни театра. 
- Как вы восприняли присвоение вам звания заслуженного деятеля культуры Польши? 
- Это было неожиданно. Звание слишком почетное и оттого, кажется, мной не совсем заслуженное. Но наш театр давно и много ставит польскую драматургию. Спектакли мы неоднократно вывозили в Польшу, и они снискали там зрительское и профессиональное признание. Самой же приятной была высокая оценка Славомиром Мрожеком - живым классиком польской драматургии - спектакля «Банан», созданного по его пьесе нашим режиссером и актером Олегом Леваковым. Награды - дело приятное, но не главное... Главное - творческое беспокойство. Когда в театре спокойно, это пугает. Хороша даже легкая творческая паника, ибо она - верный признак жизни. 
- А как же многочисленные предсказания о конце века Театра? 
- Биологическая потребность человека в игре неистребима. Театр - лучшая игра на свете, и даже люди, не осознающие необходимость присутствия Театра в их жизни, находят ему какие-то эквиваленты. Дыхание зала меняет спектакль каждый раз, делая театральное искусство вечноживым. 
- История каждого театра начинается с байки или легенды. Театр Ленсовета не исключение? 
- У нашего театра есть байка о «Славянском базаре» местного значения. Говорят, однажды в актерском буфете собрались работавшие в разных театрах Куракина, Розанов, Рубинштейн и решили нарушить академичность, воцарившуюся в те годы в ленинградских театрах. Режиссер Исаак Кролль - ученик Мейерхольда - подхватил идею, и с премьеры спектакля «Бешеные деньги» 19 ноября 1933 года пошел отсчет истории нового театра... 
- Каждый художественный руководитель делал ставку на свою приму: при Исааке Кролле это была Ксения Куракина, при Николае Акимове - Галина Короткевич, при Игоре Владимирове - Алиса Фрейндлих. Зритель шел в театр, ориентируясь на имя, а к вам идут просто на спектакль. Отчего это происходит? 
- Мне дорог театр ансамблевый. Созвездие всегда привлекательнее звезды-одиночки. 
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ