Top.Mail.Ru

200-ый «Король, дама, валет»

Вера Николаева,- «Театральный Петербург», 2006, № 10, 1 - 31 июля

Память о человеке жива, пока живо дело его рук, дело его жизни. Для Владислава Борисовича Пази, художественного руководителя Театра имени Ленсовета, замечательного российского режиссёра, таким делом был Театр. «Ленсоветовцы» в память о человеке, отдавшем последние десять лет жизни сцене на Владимирском проспекте, открывают новый, 73-й, сезон его спектаклями. 29 и 30 июля можно увидеть знаменитую постановку пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений», оказавшуюся словно завещанием, признанием режиссёра в любви к театру во всех его проявлениях. А 31 июля в 200-ый раз перед зрителями предстанут герои романа Владимира Набокова «Король, дама, валет». О том, почему этот спектакль уже девятый сезон украшает афишу театра, мы беседуем с бессменной исполнительницей роли Марты, заслуженной артисткой России Еленой Комиссаренко. 
- Спектакль жив, пока он развивается, остаётся внутренне подвижным. А это возможно, только если его любят актёры. И те, кто пришёл в спектакль за эти годы, полюбили его так же, как и мы, первые исполнители (все 200 представлений вместе с Еленой Комиссаренко сыграли Дмитрий Барков, Ирина Балай и Александр Сулимов - В.Н.). Мы интересны друг другу на сцене, нам любопытно следить за партнёром, за нюансами исполнения именно сегодняшним вечером. Поэтому таких вечеров и набралось вот уже 200. Почему казалось бы анекдотично-мелодраматическая адюльтерная история (ну что может быть банальнее любовного «треугольника»?) все эти годы держит внимание зрителя? Магия набоковского текста строится на тонкотканных хитросплетениях ассоциаций, бисерных полунамёках, виртуозных полутонах. Для перевода на язык театра этой стильной изысканной недосказанности Владислав Пази вместе с балетмейстером Николаем Реутовым нашли блестящий ход (справедливости ради нужно сказать, что он был заложен в инсценировке Александра Гетмана): в механистичных дивертисментах троицы дзанни-манекенов прорываются наружу все потайные страсти героев, их навязчивый эротизм, поначалу волшебно-нежный, но постепенно становящийся мороком, порочным пылким страстным наваждением, приправленным изрядной долей цинизма. Эти лукавые, даже глумливые герои дают пластический комментарий «серьёзным страстям» в диалогах главных героев, ёрничеством и игривостью оттеняя центральный сюжет. Или, наоборот, рядом с нашим ироничным, необязательным фривольным диалогом на контрасте выдают бурлящий, страстный, даже трагический танец. И зрителю каждый раз интересно разгадывать эту структуру: кто эти трое персонажей - то ли тени, то ли провокаторы, то ли внутреннее «я» главных героев? Мы, запутавшиеся в своём «треугольнике», - игрушки в руках этих существ, или они - наши игрушки? Эта структура оказалась абсолютно созвучна загадкам набоковской прозы, его взгляд холодного, даже отчуждённого энтомолога, препарирующего человеческую натуру, всё время присутствует в спектакле. Все мы - марионетки в руках безжалостной судьбы. И вот эта синкопированная, музыкальная система изложения истории и дала, на мой взгляд, такую долгую сценическую жизнь. Зрителю нравится разгадывать, работать на спектакле, ему интересны постоянные перевёртыши жанра, ему доставляет удовольствие попадать в ловушки и выбираться из них. Он то покупается на мелодраму, то смеётся вместе с нами над нами же, то глубоко переживает драму «страстей человеческих». Зритель на этом спектакле - эмоциональный соучастник действия, даже соавтор, а не просто вялый наблюдатель, потребитель жвачки, когда ему всё на сцене разложено по полочкам, а оттого - скучно. «Душа обязана трудиться» - это словно про наш спектакль «Король, дама, валет» сказано. И этим он жив.

Беседу вела Вера Николаева