Родился в 1957 году в Ленинграде. Окончил постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова (мастерская И.Г. Сегаля) в 1979 г. Дебютировал в 1977 г. балетом «Жизель» А. Адана в Государственном академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский).
Как художник-постановщик осуществил более 350 оперных и балетных спектаклей в ведущих театрах России и ближнего зарубежья, среди которых: «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Коппелия» Л. Делиба, «Жизель» А. Адана, «Мавра», «Свадебка», «Петрушка» И.Ф. Стравинского, «Анна Каренина» Р.К. Щедрина, «Ревизор» А.В. Чайковского, «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова в Мариинском театре; «Сильфида» Х. Левенскьольда, «Хованщина» М.П. Мусоргского и балет «Русский Гамлет» (хореография Бориса Эйфмана) в Большом театре России; «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Тоска», «Джанни Скикки», «Сестра Анджелика» Дж. Пуччини в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера»; спектакли последних лет в Государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана; В Михайловском театре оформил множество спектаклей: «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Медиум» Дж. Менотти, «Человек из Ламанчи» М. Ли, «У начала твоей судьбы» И. Е. Рогалёва (постановки А. Петрова), «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Травиата», «Отелло», «Риголетто» и «Реквием» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, «Три мушкетёра» А. В. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Сильва» И. Кальмана, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Фауст» Ш. Гуно, «Пётр Первый» А. П. Петрова (постановки С. Гаудасинского), «Золушка» Б. Асафьева, «Безмолвная жена» Р. Штрауса (постановки О. Мухортовой), «Дон Жуан» В.-А. Моцарта (постановка К. Вагнера), «Иоланта» П. И. Чайковского (постановка С. Шепелёва), «Тартюф» К. Мичема (постановка А. Башловкина); «Фадетта» Л. Делиба, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (постановки Н. Боярчикова), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография и постановка О. Виноградова), «Жизель, или Вилисы» А. Адама (постановка Н. Долгушина), «Спартак» А. Хачатуряна (хореография Г. Ковтуна), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (хореография и постановка И. Бельского), «Щелкунчик, или Маша и мышиный король» (постановка М. Большаковой), «Привал кавалерии» И. Армсгеймера (хореография П. Гусева) и другие. Оформил ряд балетов, поставленных на сцене Михайловского театра Михаилом Мессерером: «Лебединое озеро» (возобновил сценографию С. Вирсаладзе), «Баядерка», «Дон Кихот», «Класс-концерт», «Корсар», «Лауренсия» (возобновил костюмы В. Рындина), «Пламя Парижа» (возобновил сценографию В. Дмитриева), «Сильфида» (возобновил сценографию С. Соломко).
В разные годы сотрудничал с Королевским театром Глазго, Национальной Оперой Греции, театром Велки в Польше, Национальной оперой Венгрии (Будапешт), Национальными театрами Сеула и Токио, Нью-Йорк Сити Балетом, Оперой Кальяри. Спектакли с оформлением В. Окунева шли на сценах оперы Ла Скала, Арена ди Верона в Италии и др.
Народный художник России, главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург), художник-постановщик Мариинского театра, лауреат Государственных премий Республик Молдова, Беларусь и Казахстан; лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».