Top.Mail.Ru

ВЫБОР ПРИНЦА ДАТСКОГО

ОЛЬГА ЕГОШИНА,- Театрал, 20 НОЯБРЯ 2018

В МОСКВЕ ПОКАЗАЛИ «ГАМЛЕТА» ЮРИЯ БУТУСОВА

 
Всеволод Мейерхольд острил, что на его могиле придется написать: «Здесь лежит актер и режиссер, не сыгравший и не поставивший «Гамлета». Пьеса-мечта до сегодняшнего дня бросает вызов своим истолкователям, поскольку любой спектакль именно по этой пьесе невольно и неотвратимо оказывается исповедью о времени и о себе. 

Юрий Бутусов обращался к «Гамлету» тринадцать лет назад. Тогда на сцене МХТ им.  Чехова Гамлета сыграл только вошедший в труппу Михаил Трухин. В Гамлете 2017 года заглавная роль отдана актрисе – Лауре Пицхелаури. И этот тот случай, когда выбор актера становится главной постановочной концепцией.

Для мхатовской постановки Юрий Бутусов взял перевод Бориса Пастернака (сильно его переписав), сократил роль Горацио, раздав его текст Полонию и Клавдию. Трио Гамлет-Клавдий-Полоний – соответственно Михаил Трухин-Константин Хабенский-Михаил Пореченков практически не сходило со сцены. Троица давних друзей задирала друг друга почти по-школьнически (режиссер дал актерам массу милых примочек, которые в ходу между бывшими одноклассниками: тыкнуть в живот, покидаться попавшим под руку предметом, опрокинуть на голову ведро и т.д.). Хамоватая жизнерадостность великолепного Полония перекликается с пластичной изменчивостью Клавдия, а «хамелеонство» Короля дает фон для гамлетовской упертости на одной любимой мысли. И чем понятнее была эта братская скрепленность общей юностью, тем страшнее оказывался нынешний разлом. Все трое не могут жить друг без друга, но и находиться рядом стало невыносимо.

Личная лирическая интонация истории разлома дружбы, перерождения сообщничества - в ненавистничество, нежности – в ненависть создавало особый острый ток дробного и рассыпающегося спектакля. Гамлетом 2005 Юрий Бутусов не только прощался со своей собственной актерской компанией, но и обозначил главный разлом грядущих лет, когда переругаются все со всеми, и главными врагами станут вчерашние единомышленники и друзья.

Для «Гамлета», поставленного в Театре Ленсовета (спектакль стал последней работой Юрия Бутусова на этой сцене) режиссер выбрал новый перевод Андрея Чернова, и его «шершавый» неклассический язык стал одним из главных элементов новой трактовки.

Сценограф Владимир Фирер создал замкнутый мир, с которого точно смыты все цветные краски. Мир, где исчезли оттенки: только черное и белое. Парад людей и теней. Где-то недавно отгремели похороны Короля и свадьба Королевы. Отгремели, оставив от себя шеренги пустых бутылок вдоль стен.
Персонажи в причудливых париках с размалеванными лицами похожи на клоунов, которые начали смывать, но так и не до смыли остатки праздничного грима. Начали снимать, но так и не досняли парадные костюмы. Сомнамбулически-долго в темпе замедленной съемки накрывается стол на праздничный пир. Но бутылки пусты, сотрапезники страдают похмельем. Планируемый праздник так и не состоится.

Персонажи спектакля то и дело меняют личины, меняя парики, маски, доставая подушки-утолщения. Мир лицедействует, гримасничает, знакомые лицо то и дело оборачиваются мордами монстров. Сценическая судорога как прошила так и не отпускают гротескную парочку – Розенкранца (Всеволод Цурило) и Гильденстерна (Сергей Волков). Офелия – то мальчик-аутист, боящийся оторвать глаз от книги (Федор Пшеничный), то тонкая девочка-душа в белом платьице (Юстина Вонщик). Клавдий (Сергей Перегудов) меняет личины, превращаясь из всклокоченного клоуна в рубаху-парня, переходя от зловещих трагических взлетов голоса к простецкой скороговорке.

Мир лицедействует и лицедействует бездарно. Один из лучших моментов спектакля – монолог Первого актера (Александр Новиков), который гомерически смешно учит как надо играть, «как играют овраги, как играет вино».

Хрупкая фигура Гамлета – единственная константа в зловеще-текучем мире личин и масок.

Выбор на роль Лауры Пицхелаури абсолютно точен для этого замысла. Как этим тонким ручкам вправить «вывихнутый сустав века», как поднять меч мстителя? Как на эти тонкие плечи свалить долг мести и подвига? Гамлет-Лаура сворачивается комочком на коленях умершего Отца (Виталий Куликов), статного ковбоя в роскошной шляпе, стараясь спрятаться, забыться, хотя бы ненадолго ощутить себя под сильным крылом и под защитой.
Тема долга, который выше твоих сил и от которого нельзя отказаться, который не переложить на чужие плечи, -разворачивается в спектакле Бутусова от сцены к сцене, обретает все новые повороты и обертона.

И на эту тему благодарно откликается набитый студентами зал. Фестиваль «Уроки режиссуры» принципиально развернут к театральной студенческой Москве. Средний возраст зрителей на всех фестивальных спектаклях практически не превышал тридцати лет. Но феномен Бутусова – случай особый и отдельный. Именно он сейчас занял место главного властителя дум входящих в жизнь выпускников театральных вузов, которые ломились в РАМТ на «Гамлета» и штурмовали вход в Бахрушинский музей, где в рамках Биеннале театрального искусства проходил мастер-класс Юрия Бутусова.

Его отчаяние и лирика, его разорванный мир, его вера в долг, который нужно принять на себя даже если он превыше сил, - оказались родственны Гамлетам конца второго десятилетия 21 века.

В финале этого «Гамлета» нет поединка, отравленного кубка с вином, отравленных шпаг. Гамлет-Лаура Пицхелаури ведет спор с Горацио, который принес приглашение на бой с Лаэртом. Горацио настаивает: «Ты не будешь драться» - «БУДУ!» Белая фигура с мечом выше сил стоит в луче света и упрямо повторяет свое «Буду!» в лицо судьбе.