В Театре имени Ленсовета – премьера. Молодой режиссер Айдар Заббаров, ученик Сергея Женовача, решил перенести на сцену «Казаков» Льва Толстого. Это повесть о молодом юнкере, по долгу службы оказавшемся на Кавказе. Пару веков спустя она все так же актуальна — национальный вопрос с каждым годом звучит все громче.+
Спектакль называется «Беглец». Главный герой – Оленин – сбегает от постылой московской жизни, не видя в ней особенного смысла, и с горячностью, так свойственной юности, сполна окунается в атмосферу Кавказа. Все здесь кажется ему до того привлекательным, что он поневоле становится наблюдателем и отходит на второй план. Актер Александр Крымов делает своего героя скромным и восторженным молодым человеком, явно не вписывающимся в лихую и разнузданную казацкую жизнь. Она показана широкими мазками, наполнена войной и дружбой, кровью и водкой. Эти атрибуты сполна воплощаются в Лукашке – удалом казаке, убившем абрека и поэтому ставшем героем станицы. Роль Лукашки прекрасно сыграл Иван Батарев. Красивый, статный мужчина, он является воплощением силы и лихости. Однако это не повод для любви неприступной Марьянки, которая собирается за него замуж скорее по воле родителей.
Порой создается впечатление, что главный герой — именно Лукашка, потому что Оленин играет лишь двумя красками: наивностью и счастьем. Ему сложно сопереживать – он эмоционален, но в тоже время скучен – все внимание удерживают казаки. Именно так режиссер решил образ молодого юнкера. Он ходит по гротескному вороху писем, полученных из Москвы. Они требуют ответа, но остаются без внимания. Демонстрируя пренебрежение к прошлой жизни, Оленин всеми силами старается быть своим среди казаков.
Принимают ли они его или терпят – вопрос неоднозначный. Противостояние с Лукашкой выливается в состязание кто кого перепьет, заканчивающееся братанием. Вино из огромных баклаг в буквальном смысле заливает всю сцену, решенную в виде деревянных помостов. Декорации отсутствуют почти полностью, спектакль поставлен с элементами гиперреализма. Если на сцене льется вода — она заливает весь пол, если вино — хлещет через край. Когда Лукашка в пьяном угаре рубит шашкой огурцы — запах идет на весь зал. Видимо, с помощью этого приема режиссер передает зрителю свое видение казачьего быта.
В первую очередь Оленин очарован Лукашкой и его одностаничником Ерошкой – старым казаком, воплощающим собой мудрость и жизненный опыт. Главный герой влюбляется не только в Марьянку, хотя и говорит, что полюбил женщину впервые. Его чувство показано платоническим – девушка для него — скорее символ Кавказа, а не та, с кем идут под венец. Любовь в пьесе становится странной субстанцией, которую трудно почувствовать в большинстве героев. О ней говорят, но создается впечатление, что это только слова. Любовь заслоняют то страсть, то жажда завладеть женщиной, то месть, которая в итоге оборачивается для Лукашки трагедией.
Всего текста великого писателя не уложить в двухчасовой спектакль. Описание природы и быта казаков передается лишь небольшими фразами Немой — девушки, сестры Лукашки. Создается впечатление, что режиссер вводит ее в спектакль в качестве авторского голоса. Любовь в ней есть, и немалая, а потому она и становится то пульсирующим нервом пьесы, то ее сдерживающим началом, дарящим героям истинное успокоение. Постановка, несомненно, передает неспокойную атмосферу Кавказа, показывая, насколько чужим здесь может быть пришлый человек. В финале Оленин сбегает и отсюда.
После спектакля остается ощущение недосказанности: видимо, предполагается, что зритель должен быть знаком с текстом повести. Без этого спектакль не складывается воедино – слишком много в нем отрывистых, но в то же время мощных сцен. Будем надеяться, что спектакль постепенно найдёт свой язык и обретет законченную форму. Не стоит забывать, что Толстой труден для переноса на театральные подмостки. Пожелаем молодому режиссеру успеха в этом нелегком деле!
Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Юлии Смелкиной, предоставленные организаторами