Top.Mail.Ru

Скандал в благородном семействе

Евгения Барабанова,- «АRТМОСФЕРА», 2025, февраль-март, № 301

В мире, где все мы погрязли в том, что называется модным словом - «статус» - есть

ли у нас еще шанс договориться, или эту способность мы утрачиваем вместе с детской невинностью? Ответ на этот и многие другие острые вопросы современности попытался найти режиссер-постановщик заслуженный артист России Александр Солоненко в своей петербургской адаптации пьесы французского автора Ясмины Реза «Бог резни», премьера которой прошла на Малой сцене театра имени Ленсовета.

Авторы постановки обещают, что «искрометная комедия с остроумными диалогами не оставит зрителя равнодушным». Не оставит – это правда! Почему? Да потому, что эта постановка – зеркало нашей с вами жизни, и не обязательно именно семейной. Эта история не столько о межчеловеческих конфликтах, сколько о претензиях и

нерешенных противоречиях внутри нас самих. Мы в себе-то разобраться не можем, а пытаемся разрулить проблемы других за них, и все это при том, что сами «виновники» уже решили вопрос.

Обычная ссора одноклассников в парке после уроков заканчивается двумя выбитыми зубами у одного из них. Родители вынуждены улаживать конфликт детей, встретившись в квартире пострадавшего подростка, но все изначально пошло не так. Абсолютно все герои этой истории врут самим себе и окружающим и изображают из себя тех, кем на самом деле не являются. Все! Даже хомяк! Но давайте разберемся во всем по порядку.

Начнем, пожалуй, с классического драматургического триединства (действие – место – время) и действующих лиц. За панорамными окнами квартиры четы Аховых, вроде бы, современный Петербург, но внутри - интерьер в стиле Америки 50-х, минимализм и практичный пластик. Герои одеты прямо по учебнику истории моды от  все тех же 50-х до наших дней (художник - заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева). Все это говорит о том, что эта история могла бы произойти где и когда угодно и была бы актуальна. Отдельного внимания заслуживают два главных предмета интерьера: круглый стол и батарея. Круглый стол, обычно призванный объединять людей, здесь как нарочно жутко неудобен всем и играет роль того самого клина, вбитого между героями. А батарея и деревянный молоток для отбивания мяса, которым стучат по ней, чтобы приструнить разгулявшихся соседей-музефилов, служат своего рода эмоциональным камертоном всего действа.

Брунгильда Ахова (Марианна Коробейникова) - возвышенная, творческая натура, стремящаяся к гармонии, поначалу кажется самой доброжелательной из всех. Она дольше всех пытается сохранить постепенно рушащийся фасад вежливости. Вместо того, чтобы обращаться в суд из-за травмы сына, она считает, что с родителями обидчика можно прийти к соглашению. Недостатки героини кроются в ее чрезмерно субъективном характере. Она хочет внушить чувство стыда Зотовым, надеясь, что они внушат его своему сыну-драчуну. Но вскоре она решает, что они ужасные родители, да и в целом несчастные люди, не стоящие ее доброжелательности.

Савва Ахов (Всеволод Цурило) поначалу, кажется, стремится наладить отношения и, возможно, даже подружиться с Зотовыми. Он предлагает им еду и напитки, поддакивает им, даже шутит по поводу насилия, рассказывая, что в детстве был лидером собственной банды. Но истинную грубую натуру невозможно спрятать под маской мнимой интеллигентности. Он осуждает жену, ее работу в сфере искусства, а воспитание детей считает бесполезным, изнурительным процессом. Его самое противоречивое действие связано с хомяком дочери. Из-за своего страха перед грызунами господин Ахов выпустил хомяка на улицу, хотя бедняга был в ужасе и явно хотел обратно. Остальные взрослые обеспокоены его действиями и их последствиями для ребенка.

Мария Зотова (Анастасия Самарская) - самый разрушительный (во всех смыслах этого слова) из четырех персонажей, постоянно находящаяся на грани панической атаки. Ей плохо от всего происходящего, ее тошнит от собственного мужа (и это  все не просто так). Она хочет разрешить ситуацию и верит, что общение может улучшить отношения. Однако вера эта очень быстро угасает вместе с самообладанием несчастной беременной женщины, обделенной вниманием мужа, вечно занятого рабочими телефонными переговорами.

Нил Зотов (Алексей Торковер) - самый стереотипный персонаж этой истории, созданный по образу и подобию скользких адвокатов из бесчисленных сериальчиков и бульварных романов. Он груб, хвастлив, труслив – подобно гламурной барышне, он не хочет ничего решать и быть ответственным за что-либо в этой жизни. Ему проще и удобнее настаивать, что его сын - дикарь, и что нет никакого смысла пытаться его изменить. С другой стороны, он наиболее честен с собой и окружающими. Когда Аховы заявляют, что люди должны проявлять сострадание к своим ближним, Нил поднимает вопрос о том, может ли кто-нибудь по-настоящему заботиться о других, ведь люди всегда будут действовать исходя из личных интересов.

Сотрудник ЖЭКа (Иван Еремин) – добрый, светлый и очень современный ангел-хранитель в оранжевом жилете, который пытается сохранить хрупкий мир подведомственного дома и его обитателей. Но, увы, все мы подобно хомяку в клетке мечтаем о свободе, своими же руками разрушая свой мир, а, получив ее, не знаем, что с ней делать и вновь стремимся в такую близкую и родную клетку без единого шанса что-то

изменить в жизни.

Неоднозначная  концовка спектакля дает зрителю возможность задуматься - чтобы

слышать друг друга, надо научиться слушать, а еще понимать и принимать, бережно храня в своей душе внутреннего ребенка, который намного мудрее нас, взрослых. Давайте

почаще прислушиваться к себе и окружающим и, может быть, тогда наш мир сможет стать чуточку лучше и добрее.

Евгения Барабанова