Top.Mail.Ru

Сергей Мигицко: «Люблю играть интеллигентных людей!»

Елена ПЕТРОВА,- «Аргументы и факты - СПб», 2006, № 34, 23 августа

Сейчас в России кино снимают меньше, чем это было в СССР. Все задавили сериалы. И для артистов сняться в «настоящем кино» стало редкой удачей. Народному артисту России Сергею МИГИЦКО в этом смысле повезло: он сыграл главную роль - Андерсена - в новой картине мэтра отечественного кино Эльдара Рязанова «Андерсен. Фантазия на тему». 
Вместо сына - дочь 
- Действительно, это подарок судьбы - получить такую роль, - говорит Сергей. - Я благодарен за это Всевышнему, потому что сначала мне предназначалась совсем другая, небольшая роль. Но когда сделали фотопробы, Эльдару Александровичу пришла мысль, что я мог бы сыграть Андерсена. И вот Рязанов разделил роль на две части - молодого и уже зрелого Андерсена. И даже спросил, нет ли у меня сына, а если есть, то сколько ему лет? Но так как у меня сына не оказалось, поинтересовался, не знаю ли я артиста, похожего на меня в молодости. Я сказал, что знаю, это Станислав Рядинский из московского «Ленкома». Действительно, очень похож! И когда Эльдар Александрович с ним увиделся, начались пробы. Так долго и подробно над пробами не работает никто. Нам приходилось репетировать и играть огромные сцены. По-видимому, Рязанов не хотел ошибиться. 
- Сына у вас нет, но есть дочь Катя, актриса «Ленкома». Насколько я знаю, она тоже сыграла в «Андерсене». 
- Да, но я даже не помню, как Катя в картину попала. По-моему, ее фото оказалось в группе, Эльдар Александрович обратил внимание, и Катя сыграла фрейлину в сказке «Свинопас» - самую наивную и глупую. Рязанов остался очень доволен, потому что, даже если у артиста маленькая роль, но он к ней прикипает, режиссер этого не забывает. Когда мы встречаемся, он всегда говорит: «Передай привет Катеньке, моей любимице». 
На белом коне 
- Правда, что ради роли вы совершили подвиги - научились ездить верхом и кататься на коньках? 
- Пришлось - волею судеб и под неусыпным оком Эльдара Александровича. Когда он первый раз увидел меня в седле, то одним, только ему известным крепким словцом опустил меня с небес на землю. Я стал заниматься в конно-спортивной школе, и уже через месяц, когда группа приехала в Петербург и первой была сцена моего выезда на белом коне из Инженерного замка, режиссер уже ничего такого сказать не мог. 
А коньки: По замыслу Рязанова, сцена объяснения в любви Андерсена певице Йенни Линд, которую играла Евгения Крюкова, проходила на катке. И мне пришлось освоить коньки, на которых я никогда в жизни не стоял. Освоил, пусть не так, как Плющенко, но могу с гордостью сказать, что Женя уделил мне минут пять своего времени, потому что мы катались на одном катке. Он мне кричал: «Согни ноги!» (смеется). На коньках я упал два раза на одно и то же колено и до сих пор его лечу. А лошадь на тренировке сбросила с седла - тоже мало приятного: Но если понадобится, и не то еще освою, хотя лучше с мячиком поиграю: занимаюсь футболом, волейболом, баскетболом. Артисту нужно быть в форме. 
- Вы снимались, да еще порой в Москве, и продолжали играть в родном Театре имени Ленсовета. А спектаклей у вас много. Не приходится ли после таких нагрузок лечить не только колено? Или «нерв и драйв» идут на пользу делу? 
- Когда вспоминаю, даже зажмуриваюсь, как это было непросто. 
Конечно, артист должен быть «на нерве и драйве», но кто-то может очень ярко сыграть чувство и после этого быстро успокоиться. Я не из их числа. В роли Андерсена пришлось в течение целого года очень сильно себя мобилизовывать. С самого начала, с проб, я работал неистово. В театре в те дни выпускался спектакль «Приглашение в замок» - репетиции, генеральная, премьеры, а потом на вокзал и - в Москву. Как-то ночей семь-восемь подряд провел в поезде, а после этого нужно было играть очень серьезные сцены на полном накале. В искусстве легких путей нет, но и в любой профессии нужно себя побеспокоить, потормошить, потревожить, иначе толку не будет. 
«Выкладываться одинаково!» 
- Как вы относитесь к тому, что артисты, «засвеченные» в сериалах, даже если они ничего особенного не сыграли, тут же становятся «звездами»? 
- Время такое. Но я поощряю и одобряю, когда артисты снимаются в сериалах, - это школа жизни и профессии. Я вот в «Ментах» - или они теперь называются «Опера»? - два раза участвовал. Когда-то давно играл отрицательного персонажа, а недавно - положительного. У жены, правда, возникли опасения: «Идешь сниматься в боевике со стрельбой?». Но я ее успокоил, что играю интеллигентного человека, писателя. Сериал делает профессиональная группа, никто на площадке не халтурит, партнеры замечательные - Леша Нилов, Сережа Селин. 
Или вот я снимался в «Докторе Живаго», кстати, это не сериал, а многосерийный художественный фильм. Тут надо понимать разницу. Режиссер - Александр Прошкин, на одной площадке со мной Янковский, Панин, Меньшиков, Петренко. Пусть у меня была небольшая роль, но я работал с удовольствием. Люблю играть интеллигентных людей! 
- Многие актеры говорят, что все-таки есть разница в том, как делаются кино и сериалы. 
- «Настоящий» киноактер, возможно, разницу подметит. Я же вижу камеру, оператора, режиссера, артистов, и для меня не имеет значения, кино это или сериал. Меня мой учитель Игорь Петрович Владимиров наставлял всегда и везде выкладываться одинаково. 
- Из последних фильмов что на вас произвело впечатление? 
- Если говорить о телевизионных художественных фильмах, это «Гибель империи», «Дети Арбата», «Мастер и Маргарита», хоть я и не полностью их видел. «Итальянца» посмотрел с удовольствием, молодежную картину «Питер FM». Возможно, кино еще снимается мало, потому что это очень дорогое удовольствие. Но уже появляются серьезные продюсеры. Я уважаю людей, которые работают в кино. Они ведь уезжают в экспедиции, где бывают очень некомфортные бытовые условия: и с водой перебои, и с теплом, и еда не всегда вкусная. Но, как ласточки строят гнездо, так и киношники изо дня в день делают свою работу. 
Я люблю кино, хотя оно не всегда оборачивалось ко мне лицом, протягивало руку. Не сильно отчаивался, реализовал себя в театре, как спортсмен, наматывал круги в бесконечных репетициях, спектаклях. Я не очень тщеславен, но то, что у меня есть имя и оно не опорочено, - приятно. В театре сейчас выбираю для себя пьесу, а к съемкам - всегда готов! Про «Андерсена» же мне известно, что в начале сентября Эльдар Александрович привезет картину в Петербург на кинорынок. Ну, а премьера намечена на начало следующего года. Сам жду ее с нетерпением, очень хочется, чтобы силы, израсходованные на картину, были пропорциональны успеху.

Елена ПЕТРОВА