Top.Mail.Ru

РАССКАЖИТЕ ПРО РОССИЮ

Алла Игнатенко,- Арт-журнал «Около», 2023, 11 июня

Сегодня на уровне государства сталинских репрессий не существует, о них не говорят, а если и упоминают, то лишь для того, чтобы снизить их масштабы и исковеркать память погибших словами: «Они уголовники» и «Значит, было за что». Пропагандисты хотят, чтобы мы забыли. Но мы просто люди и будем, должны помнить о репрессиях, потому что история всегда повторяется и мы уже в одном шаге от расстрелов. Наша страна талантливо умеет переламывать свой народ через мясорубку, под молчаливое попустительство или радостное улюлюкание. Обращайте внимание на таблички «Последнего адреса» — их устанавливают не городские власти, а обычные люди. Эти таблички сейчас активно убирают.

Поддерживайте правозащитный центр «Мемориал», он с 1989 года расследует репрессии и помогает людям в поиске информации о родственниках, которых уничтожила собственная страна. Ходите на спектакли, посвящённые сталинским репрессиям, каждый из них сейчас играют как в последний раз: «Гулаг Симфония», «Чук и Гек», «Саша, не бойся» (в июне его можно будет увидеть в московском музее ГУЛАГа, а в Петербурге в ближайшее время — вряд ли, сумасшедших сталинистов-доносчиков больше, чем вы думаете).

На Малой сцене Театра Ленсовета с 2021 года идёт спектакль «Колымские рассказы» по рассказу знаменитого политического сидельца Варлама Шаламова, автор инсценировки и актёр — Марк Овчинников, режиссёр — Максим Фомин. Марк заходит в зал вслед за зрителями, не отделяя себя от прочих россиян. Сцена пуста, мы с Максимом не любим, когда что-то отвлекает от спектакля. Лишь на экране в левой части сцены транслируют фамилии репрессированных (как в «Гулаг Симфонии МТК: имя, род занятий, статья. За каждой фамилией стоят судьбы людей, которых никогда не дождались домой). Ещё одно сходство со спектаклем Чакчи Фросноккерса в том, что в «Колымских рассказах» звучат симфонии Всеволода Задерацкого, который в лагере сочинил 24 прелюдии и фуги, а его жизнь и судьба легли в основу «Гулага».

Марк рассказывает нам, как обстоят дела в аду, где человеческая жизнь весит гораздо меньше пайки хлеба, где тридцатилетние мужчины от недоедания, побоев и тяжёлой работы на морозе превращаются в дряхлых стариков, где Варламу Шаламову удалось не сломаться: он писал день и ночь, чтобы отомстить этим сукам.

Марк говорит с нами, стоя у стены, как приговоренный к растрелу, потом сидя на нарах и глядя на солнечные лучи, пробивающиеся через решётки окна, или лёжа — он ложится спать, зная, что каждый день приближает его к освобождению. Родина отняла у него 17 лет жизни и здоровье, и дала почву для великой литературы, которую читают во всем мире. Настоящее искусство рождается только в протесте. Мы, как можем, боремся со злобой, ненавистью и равнодушием. Мы делаем всё, что в наших силах. И большего от нас никто на свете требовать не может.

Судя по тому, как нас вертухаи обходят хмуро,
и на звук подаются, дрогнув, —
скоро снова грянет большая литература
и кинематограф.

Карусель истории крутится непрерывно. Сейчас людей тоже сажают в тюрьмы на немыслимые (и, как говорят даже юристы, сталинские) сроки, мучают, пытают, унижают их достоинство в надежде сломать. Репрессивная машина работает без устали, в ней нет сострадания. Но, слава богу, свободная мысль на штыки не улавливается. Свободу политическим заключённым.

«Колымские рассказы» — очень важный спектакль. Беда в том, что люди, которые на него ходят, и так всё понимают. Те, кто не хотят замечать очевидное, поверят в любую чушь, которую сказали по телевизору, и будут её транслировать. Я желаю им всем дожить до правды. А вам сходить на спектакль 11 сентября.

Алла ИГНАТЕНКО