ПОЗДРАВЛЯЕМ С 70-ЛЕТИЕМ ЕВГЕНИЯ ФИЛАТОВА!

Блог «ПТЖ», 21 сентября 2025

Александр Новиков

 

На премьере «Дяди Вани» Евгений Александрович Филатов, играя доктора Астрова, допустил милый конфуз, назвав меня вместо Ивана Петровича Петром Ивановичем. Так и произнес: «Сегодня, Петр Иванович, погода недурна…»

Евгений Филатов.
Фото — Михаил Павловский.

После поклонов Бутусов сказал: «Ничего страшного, будем считать, что пьеса называется „Дядя Петя“».

Как-то на этом же спектакле, перед тем как произнести хрестоматийную реплику Астрова «женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг», Евгений Александрович внезапно замолчал и довольно подозрительно хмыкнул.

Это не оставляло никаких сомнений: хрестоматийный текст забыт. Но Мастер сдаваться не собирался, и держа в голове глобальный смысл, призадумался и выдал: «Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала подруга, потом девушка, а затем уж товарищ».

Простите мою уверенность, но я знаю, что прочитав этот текст, дядя Женя не обидится на меня за рассказ об этих двух эпизодах. Мне кажется, это прекрасно, что в этот день рождения (простите, от всего сердца ненавижу слово «юбилей») Евгений Александрович решил играть именно эту роль. Он в ней разрушает все привычные представления об Астрове.

А теперь позволю себе немного лирики: я обожаю дядю Женю именно таким, какой он в «Дяде Ване».

Люблю его тихим, нежным, не бурлескным, спокойным и пронзительным. Он умеет и очень любит быть таким на сцене. Для меня Евгений Александрович — артист, умеющий быть основательным, неспешным и драматичным. В этот день желаю ему встречать впредь только тех режиссеров, которые смогут именно эти его качества использовать в работе. Ну вот, вроде лирика закончилась… Осталось несколько личных искренних слов.

Е. Филатов (Астров). Сцена из спектакля «Дядя Ваня».
Фото — архив театра.

 

Я очень люблю дядю Женю. Он — уникальное создание природы и нежнейший человек…

Ну и напоследок — «третий подвиг Геракла» все в том же «Дяде Ване», правда, это было на репетиции перед спектаклем, жаль, что не на спектакле. Вместо «ваш дядя утащил из моей аптеки баночку с морфием» корифей сказал: «Ваш дядя утащил из моей аптеки баночку с медом»…

Эх, ну ведь отлично сказано!!!

Дорогой дядя Женя! Поздравляю!

В человеке должно быть все прекрасно…

 
 
Вера Матвеева
 

Женя Филатов — настоящий ученик «владимировской школы». Игорь Петрович в далеком 1974 году разглядел в крепеньком тульском юноше человека, нужного ленсоветовской труппе. Женя умеет быть трогательным, нежным и острогротесковым одновременно, буффонада мгновенно переходит в драматический и даже трагический регистр. Это все уловил в природе Филатова и Юрий Бутусов, три спектакля с ним — это не случайность. Будет еще много интересного, надеюсь, в судьбе Жени, молодые режиссеры его видят, чувствуют, он нужен им.

Сцена из спектакля «Город. Женитьба. Гоголь».
Фото — архив театра.

 

Хочу рассказать историю. Начало 80-х. Я только-только взята Владимировым и тогдашним завлитом Татьяной Жаковской на открытую «под меня» новую должность младшего научного сотрудника. Присутствую на выпуске великих владимировских «Игроков» Гоголя, записываю репетиции. Женя Филатов — Кругель. Кстати, он был единственным из артистов, отыгравших спектакль без замены все 20 лет. А могло этого и не случиться, и вот почему. Идет спектакль, почти в самом начале герой Филатова должен быстро-быстро сбежать с верхней галереи Малой сцены по довольно крутой лесенке вниз, к своим подельникам, и красиво вписаться в общую мизансцену на авансцене. Я в зале, смотрю любимый спектакль в который раз, знаю его наизусть. Женя сбегает — и в самом низу лесенки спотыкается, падает на руку. А темп и ритм спектакля таковы, что секунда промедления — потеря смысла, стоп интриги. Женя вскакивает, вписывается в поставленную мизансцену. Партнеры его падение, конечно, видят, но последствия оценить не могут. А я могу, ибо вижу, как кисть руки Жени начинает раздуваться, краснеть, потом синеть, превращается просто в отекшую, опухшую страшную культю.

Спектакль несется, Женя внутри него. Одна карточная игра сыграна, на подходе знаменитая мизансцена, когда на фронтально поставленных стульях сидят игроки и взмахами рук, хлопаньем в ладоши, шлепками по ногам создают азарт и кураж финального карточного поединка. Сломанная рука у Жени уже не поднимается, он «играет» одной. Артист отработал весь спектакль. 1 час 45 минут без антракта и без ухода за кулисы. Мог остановить спектакль? Мог. Но — не мог. И все последующие «Игроки» шли с ним же, поврежденная рука была на черной наплечной перевязочной косынке — ну может же полковник Кругель иметь такое ранение. Вот так. Для меня, совсем молодой девчонки-театроведки, это был настоящий урок актерского мужества.

Женя, здоровья тебе и радости от работы. Ты — настоящий.

Е. Филатов (Кругель), Е. Баранов (Глов-младший). Сцена из спектакля «Игроки».
Фото — архив театра.

 
 
 
Евгений Баранов
 

Жека! Мои поздравления! Что тут скажешь: «…еще 10000 ведер, и золотой ключик у нас в руках!» Ты был первым «раскольщиком» на курсе — и вот дохохотался до народного артиста! В этом месте, я думаю, ты тоже должен хохотнуть. Это замечательно, когда человек может принимать себя не слишком серьезно на нашем поприще…

Не спеши уходить с этого рубежа, я скоро подвалю к тебе с этой цифрой 70, и мы рванем «Чужая жена и муж под кроватью», и оба наших хохочущих бюста будут стоять в музее…

Будь. Занавес.

Твой несерьезный Баранов.