На Малой сцене Театра им. Ленсовета прошла премьера «Ретро». Постановка режиссера-традиционалиста Юрия Цуркану не стремится удивить публику сценическими эффектами и не блещет новизной форм. Но несмотря на это, спектакль, едва родившись, рискует стать новым хитом репертуара.
Комедия разыграна так, как она написана Александром Галиным – мастером легких мелодраматических историй с острым социальным подтекстом, чьи пьесы прокатились волной по сценам советских театров во второй половине 1980-х, но в последние десятилетия оказались основательно подзабытыми. Кажется, в наши времена, когда российский театр обновляет язык своего искусства, чтобы говорить о современности в условиях появления новой цензуры, пришло их время. На сценах государственных театров происходит ревизия, и то, что, казалось, забыто навсегда, появляется на подмостках. «Ретро» встраивается в репертуарную линию Театра им. Ленсовета, в которой уже есть «В этом милом старом доме» А. Арбузова, «Валентин и Валентина» М. Рощина и «Счастье мое» А. Червинского.
Очередная премьера – прекрасная возможность получить удовольствие от игры классных артистов старшего поколения труппы. Любителей таланта Ларисы Луппиан ждет отдельный подарок – впервые за последние несколько лет актриса и художественный руководитель театра вышла на сцену в новой роли. И роль ей, несомненно, удалась!
«Ретро» – для тех, кто любит простую и редкую сегодня на петербургской сцене театральную игру. Комедия положений, незатейливые мелодраматические повороты сюжета выдвигают на первый план его величество Актера. Здесь вам точно не придется страдать от глубокомысленных режиссерских философствований, сложной сценографии, тайных подтекстов, бьющего в глаза света, видеоарта и шума. Это старый добрый театр, разыгранный с удовольствием, азартом и знанием ремесла.
В центре истории старик-провинциал Николай Чмутин, роль которого виртуозно исполнил блестящий актер Александр Сулимов. Поначалу вы не узнаете в нем главного героя. В фигуре Чмутина ничто не предвещает донжуанских страстей, заключенных в этом щуплом старичке с теплым южным говорком (тем веселее публике будет наблюдать его неожиданное перерождение). Он появляется в роскошных апартаментах московской квартиры словно домовой. Чмутин совершенно чужд окружающему пространству, составленному из антиквариата, тусклых барельефов, зловеще мерцающих внутри стены из пустых золоченых рам, дорогой мебели и старинного белого фонографа. С этого изящного элемента интерьера, который парадоксальным образом срифмуется с главным героем, в поэтическом коротком затакте к спектаклю, когда луч света подает на мерцающий диск фонографа, возвращая его к жизни, все и начинается. Во время действия на его полочке будет красоваться кассетный магнитофон – примета советской роскоши и новых времен. Новое – старое, подлинное – фальшивое, искусственное – искусное – основные смысловые антиномии «Ретро» в версии Юрия Цуркану.
Художник Елена Дмитракова создает на сцене предметный мир, отсылающий к рубежу 1970-80-х, но в нем нет бытовой достоверности, какая была в известном советском
телеспектакле по этой пьесе. Как всегда у Юрия Цуркану, герои его спектаклей оказываются в театральном пространстве, которое недвусмысленно указывает на условность всего происходящего. Мы в первую очередь в театре, а уж только после этого в реальности пьесы. «Ретро» к такому стилю постановки подходит как нельзя лучше.. Коллизия пьесы сконструирована и как будто сочиняется на наших глазах предприимчивым зятем дочери Чмутина – Леонидом (Олег Сенченко). Чтобы избавится от ненужного старика, молодые решают его женить и устраивают смотр невест. (Галин на новый лад использовал сюжет гоголевской «Женитьбы»).
Леонид - антагонист Чмутина. В исполнении Олега Сенченко он – персонаж, играющий роль. В этом позднее обнаружится его личная внутренняя драма. Зять главного героя – щеголь-стиляга с картинки. Вообще подчеркнутая театральность – общее режиссерское решение для всех героев. Художник по костюмам Ника Велегжанинова создала героям говорящие наряды, они не дадут ошибиться зрителю, кто здесь - кто. Если уж одна из невест Чмутина – Роза Александровна Песочинская (Лариса Луппиан) бывшая актриса, то она появится в подвенечном белом платье с перьями на голове, будто артистка кордебалета, и никто ее не спутает с другой претенденткой на роль жены – простушкой медсестрой Ниной Ивановной (Ирина Ракшина) или интеллигентной идеалисткой Дианой Владимировной (Светлана Письмиченко).
Под стать развязной, свободной манере движений Леонида – эдакого хозяина жизни, и жена Людмила (Марианна Коробейникова), дочка Чмутина. Она врывается в действие после первых тихих сцен неторопливого подробного существования одинокого и нелепого старика Чмутина. Деловая, практичная, активная, резкая Людмила задает совершенно другую энергию, закручивая водоворот чувств и эмоций жизни, куда угодит пожилой человек, мечтавший лишь о тишине, покое и уединении.
Пара молодых героев спектакля воплощает собой страстное стремление к комфорту, который подменяет отсутствие подлинных чувств друг к другу. Скорость жизни не дает им опомниться, а они и боятся остановиться – карьера отменила в их жизни простое человеческое счастье.
Простой и неряшливый Чмутин Александра Сулимова грубоват, прямолинеен, но искренен. В этом его моральное превосходство, которое все ощутимее чувствуется к финалу истории. Спектакль, конечно, не выдает оценок героям и никого не осуждает. У каждого персонажа здесь своя правда, а у каждого артиста есть собственный выход, своя сцена, в которой публика может насладиться собственными любимцами. Будь то харáктерная Ирина Ракшина, до мельчайших деталей продумавшая рисунок роли сердобольной, очень хозяйственной и комичной тётки, которая вызывает в зале не только смех, но и сострадание, или не менее талантливо сыгранная Светланой Письмиченко наивная, упрямая в своем идеализме и, конечно, смешная Диана Владимировна, не говоря уж о такой лирической, вечно играющей роль и в этом невероятно трогательной. ранимой и смешной Розой Александровной, сочиненной Ларисой Луппиан. Три женские роли складываются в прекрасное актерское трио, которое во втором акте, когда к ним присоединяется Чмутин, превратится в квартет влюбленных стариков, воркующих, ревнующих, любящих, нежных, обиженных, оскорбленных, растроганных etc etc. Казалось бы, кто бы мог подумать, что эти пенсионеры, на ком молодые давно поставили крест, способны вылить такой фонтан эмоций, в котором чуть сами и не утонули. Но, как писал Пушкин, «любви все возрасты покорны».
И старое-новое «Ретро» в Театре им. Ленсовета блестящее тому доказательство!
Владимир КАНТОР