Top.Mail.Ru

«Фальшивая нота» на сцене театра Ленсовета

Татьяна Преснякова,- ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ 11.07.2022

Спектакль «Фальшивая нота» Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра имени Ленсовета в постановке заслуженного деятеля искусств России Владимира Петрова по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона — настоящий шедевр!

Этот невероятный спектакль обязательно нужно увидеть. В процессе просмотра он вызывает массу эмоций и поднимает множество нравственных вопросов, из-за чего возникает ощущение, что не герои спектакля, а мы сами стоим перед выбором, который определяет вектор развития нашей дальнейшей жизни.

Встреча кумира и фаната в гримёрке после концерта в Женевской филармонии неожиданно обернулась встречей палача фашистского режима со своей жертвой. Эта тема не нова, но её острота никогда не иссякнет — слишком много завязок есть в каждой семье.

Вне рамок моральной стороны вопроса сложно дать объективную оценку действиям наших предков, потому что выбор стороны зависел от очень многих факторов, но прежде всего от страха за свою жизнь. Хотела бы я с уверенностью сказать, что в случае повторения истории, смогла бы, несмотря на последствия, сделать выбор в пользу совести.

Но если честно взглянуть на свою жизнь, понимаю, что в куда менее значимых вопросах нередко делала выбор в пользу выгоды и удобства. С последствиями этого сложно жить, но и убежать от них не удастся, потому что рано или поздно жизнь спросит с нас за все.

Также не знаю, как поступила бы я, повстречавшись с виновником своих мучений и смерти любимого человека. Глядя на героя Семена Стругачева, была восхищена его выдержкой. Признаюсь, что поначалу мне резала слух некоторая комичность его персонажа. Но позже именно это помогло увидеть невероятный масштаб его личности.

Смеяться над собой, сохранить лёгкость, широту и чистоту души, дав шанс убийце — это поступок героя! На это может пойти только настоящий Человек, в которого вложили так много любви и веры, что даже в аду они стали точками опоры и безграничным источником света, которого хватило и на врага.

Спектакль «на двоих» неизменно вызывает у меня повышенный интерес. Я люблю эту форму. И в случае с «Фальшивой нотой» выбор артистов на главные роли во многом определил судьбу спектакля. О нем говорят, его советуют и пересматривают, он заставляет смеяться и плакать, овации после спектакля не смолкают дольше обычного, а все зрители стоя благодарят артистов за то, что в этот вечер их сердца столкнулись с чем-то настолько особенным, что ещё долго невозможно прийти в себя.

Прекрасный дуэт заслуженного артиста России Артура Вахи и народного артиста России Семена Стругачева, — как чётко продуманная шахматная партия с равными по силе партнёрами. Эту игру интересно наблюдать, а коронные «пжжалуста» и «спааасииба» я повторяю до сих пор.

«Фальшивая нота» — не история о фашизме. Этот спектакль о человеческом начале в каждом из нас. Мы все совершаем ошибки той или иной степени тяжести. Это нормально. Более того, они необходимы, потому что являются шагами для определения и выбора верного пути.

Проблемы возникают когда мы пытаемся оправдать самих себя вместо того, чтобы признать свою неправоту и исправить, насколько это возможно, ситуацию.

Помните как вальяжно и самоуверенно выглядел герой Артура Вахи в самом начале? Еще бы, ведь он искренне считал себя выше и лучше других, казалось весь мир принадлежит ему. Он позволял себе унижать других, восторгаясь собственной непогрешимостью и достоинством. А что оказалось в итоге? Да, он — искусный музыкант и дирижёр, но позволило ли ему это с таким же благородством, как и его жертве поступить в отношении него? Нет!

Финал спектакля остаётся открытым, бежать от себя больше некуда, придётся принимать решения, от которых будет зависеть все. В зависимости от них перед героем Артура Вахи откроется неизведанный им ранее мир истинных красок и нот, которым он ранее предпочитал лицемерие и фальшь.

Благодаря судьбоносной встрече двух людей, которые изначально выглядели совсем в неравных весовых категориях, в очередной раз убеждаешься, насколько ничтожно мало значит социальное положение, но как много — щедрость души и умение прощать!

Жизнь предложила нашему герою выбор, в котором он в своё время отказал своей жертве. Но хватит ли ему смелости сделать его верно?

Думаю, что этот вопрос стоит регулярно задавать самому себе каждому. Тетради прошлого ждут своего часа, и придёт время их закрывать. Но если мы сделаем это по своей воле, то из простых обывателей сможем стать Творцами, которым откроется новый уровень познания музыки души и Вселенной, что станет нашей путеводной звездой в очень непредсказуемом океане жизни.

/Татьяна Преснякова/