Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ДРЕВНЕРУССКАЯ ТОСКА

Владимир Кантор,- Петербургский театрал, №1 (17) январь 2019

Андрей Прикотенкотак ярко начинавший у нас в 2000-е, давно покинул Петербург. Стал модным, но невостребованным в родном городе. Этот сезон можно назвать возвращением. Сначала его московская премьера – «Опера нищих»  стала гостем фестиваля «Балтийский дом», а теперь и в репертуарном Театре Ленсовета появился его новый спектакль – «Русская матрица», первая большая премьера после громкого ухода режиссера Юрия Бутусова.  

Судя по количеству откликов на этот спектакль, в Петербурге режиссера ждали давно, а уж на фоне вечно бурлящей истории Театра Ленсовета и Юрия Бутусова, чьи отношения любви-ненависти напоминают отношения знаменитого итальянского режиссера Стрелера и его детища – миланского Пикколо театро, острота этого возвращения приняла гипертрофированные формы. Одни – бурно хвалят спектакль, не скупясь на комплименты, другие – дают волю сарказму и критике. Хотя сам спектакль программным не назовешь. Будь он поставлен в каком другом театре или в том же Ленсовета, но в других обстоятельствах, вряд ли привлек бы такое внимание театральной общественности. Вспомните, когда последний раз комитет по культуре во главе с председателем в полном составе посещал петербургские премьеры, а Олег Басилашвили или замдиректора Балтдома Марина Беляева публично высказывались о петербургских спектаклях? 

Для Прикотенко «Русская матрица» – спектакль очень личный, поэтому и за текст взялся сам, хотел сказать что-то про себя в первую очередь. Ясно, что название спектакля – «Русская матрица» – существует в оппозиции, либо же как инвариант какой-то иной матрицы. И, конечно, для Прикотенко (несмотря на антропологический бэкграунд буклета спектакля, который скорее уводит от смысла, чем направляет к нему), человека, сформированного на рубеже XX и XXIвеков, главным отражением темы остается известный фильм «Матрица». И здесь поиски самих себя, национальной самоидентефикации на материале славянской мифологии уходят на второй, а то и на третий план. Главным видится вопрос: как изменить самих себя? Не найти эту «русскую матрицу», а преодолеть ее, уйти, отказаться, освободиться от зомбирующей современной российской реальности с ее вечным подиумом (на миру и смерть красна), настолько модными, насколько и нелепыми примочками в виде гироскутеров, русскими стилизованными песнями и милитаризированным гламуром с его гомосексуальностью (куда уж без нее).  

Очень трудно говорить про то, хороший или плохой получился спектакль – он очень несовершенный, рыхлый, нецельный. Смотреть его непросто, но.  Но в нем есть Сергей Мигицко, блестяще сыгравший главного героя – Ивана-дурака –  того избранного судьбой, кто по обыкновению должен пройти все испытания-искушения и победить. Благодаря игре Мигицко, очень спокойно и уверенно ведущего свою роль – роль наивного и уставшего от пестроты каналов и предложений простака, рваная ткань эпизодов спектакля склеивается. Не хочу сказать, что спектакль делает один артист. Случалось видеть спектакли, в которых участие Мигицко совершенно не спасало. Здесь спасает. Значит режиссеру удалось точно попасть в амплуа, создать комфортную среду, и ею, как ни странно,  оказался банальный фэшн-карнавал. Сергей Мигицко – уникальный артист, он – буффон, это редкое в современном театре амплуа. И в этом спектакле, как нигде, он эту свою буффонность воплощает, творит и бросает в зал. В его фигуре как бы соединяются потерявший все король Лир и не имевший никогда ничего за душой Шут. Его искренность, открытость, способность удивиться, поверить, делает его героем и идеальным зрителем разворачивающегося вокруг интерактивного перформанса, придавая смысл происходящему на сценеА остальное – слабая драматургия, хорошая музыка, проекторы в глаза и видеоряд со всех сторон, сомнительные шутки, которые, впрочем, залу Ленсовета по душе, неспособность многих артистов к импровизации и вообще недостаток свободы и смелости 

Прикотенко использует стиль как обертку от конфеты – профанирует, превращает в китч, вкладывая внутрь этой обертки, подчас не связанный с ней смысл и не свойственный ей вкус. Однако хаос псевдодревнерусской тоски Прикотенко – обертка, возможно, не самая элегантная, но позволяющая, выйдя из зала, с радостью отправиться домой без всякой тоски.

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2019-20гг.Наш театр представлен в четырех номинациях!

Подробнее

УТРАТА

Мы потеряли родного человека. 24 июня на 82-ом году жизни скончалась актриса Ирина Борисовна ЗАМОТИНА. Скорбим вместе с родными и близкими.

Подробнее

КАССА ТЕАТРА

Уважаемые зрители! Наша касса возобновила свою работу, и вы можете осуществить возврат билетов, приобретенных в кассе театра и театральных кассах города (оформленных на бланке строгой отчетности) на спектакли, отмененные в связи с коронавирусными ограничениями!

Подробнее

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!

Поздравляем актрису Галину ЖУРАВЛЁВУ с рождением сына!

РУССКАЯ МАТРИЦА

6 октября спектакль А.Прикотенко "РУССКАЯ МАТРИЦА" будет показан в рамках Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр