«Ромео и Джульетта» - пожалуй, самое-самое произведение Уильяма Шекспира из всех им созданных: оперы, балеты, мюзиклы, картины, скульптуры, а число экранизаций давно перевалило за сотню. В этом сезоне многие театры дружно решили вновь обратить свой взор на самую печальную повесть на свете. Театр имени Ленсовета тоже не остался в стороне и представил свою версию истории в постановке Марии Романовой.
Металлоконструкции с редкими фрагментами лепнины в качестве декораций (художник - Валерия Камольцева, видеохудожник – Игорь Домашкевич, художник по свету – Игорь Фомин) играют больше метафорическую роль, нежели декорационную. Вот оно - разрушенное, разобщенное общество во всей красе. Общество, где никто ни с кем не может договориться, где каждый хочет что-то спрятать от другого, но спрятать уже ничего нельзя – все напоказ, да и негде – все давно прогнило. Здесь ложь принимается за истину, а настоящая любовь и преданная дружба не в чести.
Несмотря на довольно современную трактовку событий великого творения Шекспира, сюда гармонично вплелись отсылки к скульптурам Микеланджело Буонарроти. А исполнители главных ролей Сергей Филипович и Алиса Рейфер и вовсе будто только что сошли с мраморного постамента руки великого художника.
Ромео и Джульетта – два ребенка, которым пришлось повзрослеть в одночасье, когда узнали, что они дети двух враждующих родов. Желание быть вместе для них становится сильнее, чем страх быть изгнанными из семьи, отвергнутыми, преследуемыми. Джульетту всегда считали тихой, послушной, белой и пушистой зайкой, но в определенных условиях и зайки кусаются. В случае Ромео складывается такая ситуация, что добро, конечно, должно быть с кулаками, но ни к чему хорошему это не приводит. К сожалению, силы любви героев оказалось недостаточно, чтобы изменить то, что культивировалось не одним поколением каждой семьи. Но усилия влюблённых не прошли даром, и пусть сегодня они остались не услышанными, но завтра семена их веры, надежды и любви прорастут в сердцах и умах нового поколения, которое обязательно приведет этот мир, это общество в светлое будущее.
Брат Лоренцо (Александр Крымов) и Бенволио (Максим Сапранов) схожи характерами, выступают ярыми противниками вражды семейств. Они во всем поддерживают Ромео, помогают влюбленным, стараясь уберечь их от непоправимых ошибок. Лично для меня Бенволио в этой постановке стал олицетворением Брата Лоренцо в юности. И во многом то, что происходит с юношей на наших глазах, объясняет характер и отношение Лоренцо ко всему происходящему.
Арлекин по жизни Меркуцио (Иван Шевченко) и черный клоун Тибальт (Дмитрий Хасанов) могли бы и дальше соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу, но все решил случай, и ценою за игрушечные войны стала самая настоящая жизнь. Меркуцио не так прост, как кажется на первый взгляд. За маской баламута, дебошира, пошляка скрывается остроумный, проницательный молодой человек с обостренным чувством справедливости. Тибальт абсолютно идентичен Меркуцио по энергетике и темпераменту, и в других обстоятельствах они вполне могли бы стать лучшими друзьями, но - увы. Однако, если душа Меркуцио отошла в мир иной, не сожалея о своей земной жизни, то душа Тибальта пыталась охранить любимую младшую сестру, бродя призраком по земле, но судьба оказалась сильнее.
Хор, Аптекарь, Чума, Слуга – всех играет Даниил Колотов, отвечающий и за музыкальное оформление спектакля. Когда в спектакле появляется такой многоликий персонаж – это порой сбивает зрителя. Особенно тогда, когда от «маски» к «маске» персонаж внешне не меняется. Но несмотря на некоторое зрительское недопонимание в разгадывании хоровода персонажей, игра Колотова была на высоте.
Очень ярким, выразительным и эмоционально правильным, на мой взгляд, получился образ кормилицы Джульетты в исполнении Галины Журавлевой. Она получилась неоднозначной: если в начале истории она вызывает симпатию, то в конце превращается в приспособленку, которая продает свою совесть за возможность остаться в семье Капулетти. С одной стороны, понять ее можно: она одинока, идти ей некуда. Но, с другой стороны, она становится малодушным предателем и практически сходит с ума от тоски.
Никогда не понимала шекспировскую леди Капулетти: тебя саму, не спрашивая согласия, выдали замуж чуть ли не в одиннадцать лет и, наверное, ты должна желать единственной дочери лучшей участи, чем твоя собственная, но нет! Не успело остыть тело племянника, как пора бы и за свадьбу. Кто-то скажет, что она хотела блага для Джульетты, но давайте не будем забывать, что «благими намерениями вымощена дорога в Ад». Леди Капулетти (Римма Саркисян) в прочтении режиссера Марии Романовой, прямо скажем, мало похожа на леди в ее классическом понимании: перед нами холодная, расчетливая, неудовлетворенная абьюзерша, которая никого не любит, а единственное, что ее заботит – власть, богатство, слава. Она плачет не по погибшим, а по упущенным возможностям, которые могли реализоваться через выгодный брак дочери. В потребительском мире нет места любви, состраданию, пониманию, искренности и истине!
Герцог веронский Эскал в исполнении народного артиста России Михаила Боярского поражает своей мощью, статью, властностью. При первом же его появлении становится ясно – вот единственный человек, способный противостоять двум нелепо враждующим кланам. Думаю, если бы Ромео остался жив, он бы вырос именно в такого благородного, справедливого, правильного взрослого, как Герцог.
Несмотря на то, что во всем мире считается, что после смерти наследников двух родов семьи примирились, Шекспир все же оставляет финал открытым. Да, в склепе они плакали все вместе, горюя о несбывшихся надеждах, а что было потом - не известно никому. И здесь можно долго говорить о невероятной силе любви, способной решить все конфликты добра и зла… Но в финале я хочу сказать о другом, процитировав русскую художницу Марию Башкирцеву: «Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть». Дорогой читатель, закрой глаза и загляни в свое сердце, найди в нем любовь и взгляни на этот мир снова. Не правда ли – он прекрасен?
Евгения Барабанова