Семена прорастут только там, где есть благодатная почва. Дарите любовь окружающим, и она вам вернется. Будьте открыты людям и старайтесь хоть чуточку понять их. Премьерный спектакль «Ретро» Юрия Цуркану по лирической комедии Александра Галина на Малой сцене Театра имени Ленсовета именно об этом. О потребности одного человека в другом. О желании преодолеть одиночество и обрести истинную любовь, сохранив при этом свою целостность. В спектакле блистает художественный руководитель театра, народная артистка России Лариса Луппиан, сыгравшая новую роль после пятилетнего перерыва.
Художник премьерного спектакля Елена Дмитракова создала на сцене пространство антикварной квартиры: в огромных рамах застывают гримасы героев средневекового панно, на изящных стульях и козетках несмело присаживаются гости, боясь дышать в кристально-чистом и как будто застывшем во времени дворцовом пространстве. Мебель не несет свою бытовую функцию, а является экспонатом, который нужно бережно хранить в чехлах или хотя бы за ограждающей веревочкой. Для Леонида в исполнении Олега Сенченко это - главная ценность. Циничный, увлекающийся, уверенный перфекционист, ресурс которого устремлен исключительно на поддержание идеального порядка и внешней красоты, он привык жизнь в мире безмолвных вещей. Это — его слабость или способ удержаться за жизнь. Создавая гармонию вокруг себя, он обретает необходимую ему опору. Артист играет жесткого и умеющего идти до конца человека, в первую очередь ценящего собственные потребности.
Его жена — Людмила в исполнении Марианны Коробейниковой - нашла себя в ином занятии — спорт помогает ей выразить себя и обрести счастье единения с миром. Актриса играет максимально сдержанную, при этом эмоционально истощенную женщину, нервы которой натянуты до предела. В глазах — невероятное страдание, чувство вины, обиды и боль утраты. Она не знает, как помочь своему отцу и испытывает отчаяние. Принятие того, что иногда единственное, что мы можем сделать для другого человека, — отпустить его и позволить прожить свою жизнь и совершить свои ошибки — невероятно сложное и страшное. Но другие варианты невозможны.
Отец Людмилы — кровельщик Николай Михайлович, который всю свою жизнь прожил в деревне - среди птиц и облаков. Он бежал на крыши, дабы иметь возможность максимально оторваться от бытового мира. После смерти жены вынужден жить в Москве с дочерью и зятем, потому что абсолютно потерял интерес к миру и впал в депрессию. Но никто не испытывает счастья семейной жизни, герои мешают друг другу. И тогда Леонид со свойственным ему энтузиазмом решает проблему — и приводит невест, одна из которых сможет стать необходимым тестю близким человеком и заодно забрать его к себе из квартиры-музея. Но ситуация разворачивается неожиданным образом: жизнь непредсказуема, невесты являются все одновременно. Комедия положений превращается в серьезную драматическую притчу о желании человека быть услышанным.
Разговор Николая Михайловича с голубем напоминает чеховский рассказ «Тоска», в котором потерявший сына извозчик, не найдя собеседника, выговаривает всю свою боль лошади. Заслуженный артист России Александр Сулимов играет уставшего и потерявшего покой человека, который громогласно объявляет своим близким о желании жить своей жизнью, без их советов и помощи. Он привык витать в облаках, отстраненно существовать со своими близкими - именно этого и не может простить ему дочь, так щемяще-нежно страдающая от нехватки его любви и внимания. Эту боль она несет в себе — и сама не готова стать матерью, потому что отдавать другим тяжело, когда ты сам духовно опустошен. И семена не прорастают. Род заканчивается. Вот это и тревожит отца, наконец понимающего, к чему привел его образ жизни, и какое будущее ожидает его семью. Центральный конфликт героев спектакля грандиозен по природе своей, а взаимоотношения отцов и детей вызывают искреннее сочувствие зрителей. Надо чувствовать, прощать, отпускать, верить, любить, как бы больно и тяжело не было. Иначе во что превратиться наша жизнь? В ретровоспоминания о жизни? Не хочется строить хрустальный иллюзорный дворец, в котором каждый как заведенная кукла будет проигрывать одну и ту же пластинку, оберегая себя от боли. Хочется жить.
Хочется жить всем - независимо от возраста. И женщинам, пришедшим посмотреть на жениха. Лариса Луппиан играет Розу Александровну, в прошлом балерину. Она исключительно неземна, кокетлива, легка и воздушна. У нее прекрасное чувство юмора и невероятная тяга жить поэтично и со вкусом. Актриса рисует обаятельный образ — чего стоят чарующие репризы в сторону и бесконечная наивность. Роза Александровна играет всегда — ее подвенечное платье и головной убор с перьями подчеркивают художественное восприятие мира. Но на самом деле она хочет внимания и ласки, как и все остальные претендентки на сердце Николая Михайловича. Ирина Ракшина исполняет роль Нины Ивановны, бывшей медсестры в доме умалишенных, и она тепла и жизнестойка, конкретна в этой роли. Она готова до последнего бороться за счастье быть рядом с человеком, с которым можно говорить, о котором можно заботиться. Светлана Письмиченко играет Диану Владимировну, образованную интеллигентку, привыкшую жить ради других. Но и она на минуту забывает о своих обязательствах перед близкими и устремляется в мечты о спокойной деревенской жизни с внимательным и трудолюбивым спутником. Старики обретают гармонию в застольных разговорах друг с другом, и именно это и дает надежду на счастливый финал.
Одним из центральных монологов оказывается рассуждение Николая Михайловича о том, что путь человека горек и довольно непрост — мы искренне стремимся к счастью, все время надеясь, что вот-вот его достигнем, а жизнь дарует новые испытания. Этой теме вторят и монолог Розы Александровны о том, как быстро промчалась жизнь и как пугающе одиночество, и воспоминания Дианы Владимировны о ее юношеских мечтах о всеобщей гармонии, которая так и не наступила, и тоска по человеческому вниманию остро чувствующей горечь одиночества Нины Ивановны. Все они стремятся донести молодым, что надо любить и беречь друг друга, видеть в близком человеке родственную душу. Отец, благодарный за то, что его, наконец, поняли, подталкивает зятя к дочери, нивелируя конфликт. Своим появлением в их жизни он помог им разобраться в себе, сумел сблизить их.
Спектакль выстраивается вокруг стилистики 80-х годов, но яркие краски только оттеняют глубину боли и разочарования человека. Герои мечутся в пространстве, не могут найти выход в этом прекрасном дворце, выстроенным Леонидом, не понимая, что именно они должны стать теми лицами, которых не хватает в пустых золоченых багетах. Они должны стать той семьей, чьи портреты будут смотреть со стен на своих потомков и подсказывать, как надо жить. Каждый человек должен обрести свое лицо, самоцельность - не как защиту от мира, а как хорошую базу для жизни и выстраивания серьезных, любящих отношений. Таков духовный призыв спектакля, изящно и со вкусом напоминающий зрителям о таких простых и необходимых каждому ценностях.
Елизавета Ронгинская