Актерская биография Анны Алексахиной началась с детских киноролей, а сегодня она состоявшийся в профессии и счастливый человек, одна из ведущих актрис петербургского Театра им. Ленсовета. В интервью «Философии отдыха» она рассказала о сложностях и радостях своего пути, о сотрудничестве с разными режиссерами и о том, как важно в жизни все расставить по своим местам.
- Анна Яковлевна, после окончания курса Игоря Владимирова в 1982 году вы были приняты в Театр им. Ленсовета и до сих пор служите в нем. По-вашему, как за 35 лет изменился театр и зритель?
- Конечно, кардинально изменилось все... Наша жизнь стала другой, это же две разные эпохи, две разные страны, а театр отражает то, что происходит вне его стен. Мы и сами меняемся каждую минуту, и публика также, это естественный процесс. При этом люди по-разному относятся к театру: кто-то ищет здесь интенсивного мышления, сиюминутного отклика; другим зрителям нужен театр, который был бы созвучен их жизненным вопросам; и всегда есть люди, которые приходят на спектакль отдохнуть, расслабиться, отвлечься.
И репертуар театра обновляется, конечно. И если зритель любит этот театр, режиссера и этих артистов, то надеется, что они его не подведут, и разговор, который они затевают, достоин внимания.
- Сегодня вы заняты в нескольких спектаклях Театра им. Ленсовета (The Demons, «Ревизор», «Тело Гектора», «Три сестры», «Я боюсь любви»), а также в сторонних проектах («Интимная жизнь», «Костя Треплев. Любовь и смерть», «Иллюзии»). Какие эмоции, какие характеры вам играть сложнее всего, а какие – интереснее?
- У актеров есть свои профессиональные постулаты, в том числе такой, что артист должен быть увлечен любой предложенной ему работой. Новые роли не наш выбор, это нас выбирают, а мы должны откликаться, должны понять, принять и полюбить предложенное. А спектакль – это путь, в идеале – живой процесс, этим он и интересен.
- У вас немало почетных наград: заслуженный и народный артист России, лауреат премии «Золотой софит» и премии «Люди нашего города». А в 2009 году вы стали лауреатом премии «Петрополь» «За искренность и самобытность творчества в спектаклях последних лет». Что позволяет день за днем сохранять в себе эту искренность, не скатываясь в колею актерских шаблонов?
- Это очень трудно. Я считаю, что в нашей профессии опыт – это отягчающее обстоятельство, потому что часто провоцирует идти привычным путем. Если в других профессиях опыт – это плюс, то актерам надо уметь отказываться от опыта, не пользоваться уже открытыми приемами, каждый раз подходить к роли с новой стороны... Конечно, это довольно тяжело, ведь ты вынужден себя ломать, и иногда не получается справиться с такой задачей, к сожалению. Тем более, что зрители не всегда хотят тебя видеть в каком-то новом ракурсе, они ожидают чего-то привычного, знакомого: «Мы идем в этот театр, на эту актерскую компанию и заранее знаем, что нас ждет». И когда люди видят что-то другое, это может вызывать раздражение и отторжение. Так что здесь есть определенный риск. Иногда кажется: «Ну зачем ты туда полезла, зачем пробовать новое, ведь не получается, играла бы уже, как умеешь!» Однако я твердо знаю: нельзя идти проторенной дорогой, надо искать новые, пусть запутанные, тропинки и убеждать, что ты имеешь на это право.
- То есть вы готовы рисковать, как я понимаю?
- Да, мне это интересно очень, я с удовольствием рискую. Актерская профессия сложна не только психологическими затратами, но и своей зависимостью.
- Вам везет с режиссерами, удается реализоваться в профессии так, как хотелось?
- Мне очень повезло, что я работала в театре своего учителя Игоря Владимирова. Это было счастливое актерское детство, «щит на всю жизнь», по Набокову. Игорь Петрович внимательно относился к нам, выращивал нас и очень поддерживал, так что у меня был естественный переход из ученичества в профессию.
А потом мне довелось работать с разными режиссерами. Это очень полезно и помогает вырабатывать не только профессиональные навыки, но и человеческие: нужно уметь находить общий язык, участвовать в создании рабочей атмосферы, ведь режиссеры все разные, амбициозные и талантливые. Я репетировала и с классиками: с самим Владимировым, Владиславом Пази или, недавно, с Вениамином Фильштинским; и с такими уникальными художниками, как Клим и Юрий Бутусов; и с совсем молодыми Марией Романовой, Денисом Хуснияровым, Евгенией Богинской, Войтеком Урбаньским. С каждым было очень интересно, хоть и не всегда легко.
- Это счастливая актерская судьба!
- Конечно, грех роптать. Вообще, для артиста, если ты работаешь, если ты востребован, нужен, это уже счастье.
- Когда мы договаривались об интервью, вы были в Москве. Расскажите, пожалуйста, в каком проекте участвовали?
- У нас были гастроли в столице со спектаклем «Костя Треплев. Любовь и смерть», который как раз поставил Фильштинский в «Таком театре». Мы уже второй раз привезли в Москву этот спектакль: в прошлом году с огромным успехом участвовали с ним в Мелиховском фестивале, где его увидела Тереза Дурова, художественный руководитель Театриума на Серпуховке, и пригласила нас с этого сезона играть в Москве. Роль Аркадиной в этой постановке – подарок судьбы, и я ее очень люблю.
- Когда в Петербурге можно будет увидеть этот спекталь?
- Мы играем в Музее Достоевского. Сейчас сезон уже закрыт, и мы ждем всех зрителей осенью.
- В последние годы вы стали преподавать. Расскажите, пожалуйста, об этом новом для себя опыте.
- Мой первый педагогический опыт – курс в Театральной академии при Театре им. Ленсовета, который мы набирали с Гарольдом Стрелковым. При перемене руководства театра заниматься курсом стал замечательный режиссер Юрий Бутусов. В результате нашего сотрудничества и под его патронатом состоялся выпуск, почти все студенты влились в труппу театра, а их дипломным спектаклем стал «Кабаре Брехт».
Спустя какое-то время я набрала новый курс в Институте кино и телевидения, где недавно образовалась актерская кафедра. Мои студенты сейчас на втором курсе, и мне очень нравится преподавать им актерское мастерство. Мы вместе учимся друг у друга, и от этого общения моя жизнь, конечно, очень обогащается.
- Заряжают они вас на творчество?
- Конечно! Они очень интересные, одаренные. Казалось бы, между моими первыми студентами и нынешними разница всего в каких-то семь-восемь лет, но это уже абсолютно
другие люди по своей реактивности, своим интересам и пристрастиям, с немного другим менталитетом. И очень много людей приезжает из других городов – я не перестаю удивляться, какие замечательные рождаются ребята, и как они стремятся к прекрасному!
- Ваша дочь Екатерина Васильева тоже выбрала актерский путь. Вы поддерживали ее решение?
- Совершенно не поддерживала и очень не хотела, чтобы она занималась этой профессией. Мне казалось, для нее должно быть очевидно, что это тяжелая, зависимая профессия, где твое развитие от тебя зависит в малой степени, потому что ты отдаешь свои способности на волю случая. Все-таки удача, везение играют в этой профессии огромную роль.
Но дочка нас не послушала, больше того – сказала, что не будет учиться в Петербурге, чтобы не думали, будто она поступает по блату. Несмотря на свой юный возраст, а ей на тот момент было всего 16 лет, отправилась поступать в Москву. Как это принято, она поступала сразу в несколько учебных заведений, в несколько из них проходила, в том числе и в мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе. Когда мы об этом узнали, я не могла поверить, что это происходит на самом деле, что дочка вытянула выигрышный билет. Своего ребенка трудно оценивать объективно, а я довольно критичная мама и ничего сверхъестественного в ее способностях не видела. Вот так и сложилось, что дочка училась у Женовача, а после окончания курса Сергей Васильевич оставил ее в своей «Студии театрального искусства», где она работает до сих пор.
- Мне кажется, с годами становишься свободнее и легче. Поделитесь с нашими читателями, что вам дал опыт, какому отношению к жизни научил?
- В юности я была фанатом профессии, мне казалось, что театр – это содержание моей жизни. Потом постепенно я пришла к выводу, что театр лишь часть жизни. И призываю всех не идентифицировать себя полностью с профессией, потому что, кроме того, что я артистка, я еще жена, женщина, мама, путешественник, читатель, посетитель выставок, любитель музыки, кулинар – человек, и это главное. Начинать свой путь, конечно, нужно фанатом, но потом надо все расставлять на свои места.
- Из вашего ответа я поняла, как вы любите проводить свободное время. А какие путешествия были самыми запоминающимися?
- Часто именно гастроли дарят новые впечатления. Например, мы много гастролировали по Сибири – были в Красноярске, Новосибирске, Новокузнецке, это были очень познавательные поездки, которые дали возможность ощутить российский размах. А путешествовать, конечно, я обожаю, но, однажды побывав в Италии, теперь мечтаю только снова вернуться в эту страну...
- Анна Яковлевна, большое спасибо за интересную беседу, и пусть все ваши мечты сбудутся!
Беседовала Светлана Варина