Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Хармс: абсурд или реальность?

Валентина Казакова,- Интернет-журнал "Musecube", 2015, 10 февраля

Молодые актеры, восседая на стульях в ряд, тщательно выбирают название для своей шутки. Вариантов много, и среди них есть даже «Юрино фиаско» — обращение к художественному руководителю Театра им. Ленсовета Юрию Бутусову. И наконец, «Хармс» — останавливают актеры свой выбор. Логичное и краткое название лучше всего подходит для этой постановки Сергея Филатова, премьера которого состоялась 6 февраля.

Выпускники курса Анны Алексахиной предлагают на суд зрителя свое очередное творение. Спектакль вырос из эскиза, показанного еще летом, и вот теперь – полноценная постановка. Талантливые ребята на этот раз снова совершили невозможное. Разве можно Хармса, с его юмором – с одной стороны абсурдистским, с другой – слишком реалистичным – ставить в театре? Спектакль показал – можно, и такое прочтение классика будет пользоваться успехом. Смех в зале стихал очень редко, и этому есть вполне логичное объяснение – герои хоть и живут в 30-х годах прошлого столетия, но их проблемы, отношения, чувства – нисколько не изменились. Более того, они как нельзя кстати подходят нашему времени.

waterm3На сцене – минимум декораций. Пианино в углу, лестница у стены и три дверных проема, закрытых тканью – о, сколько всего любопытного скрывается за ними. Единая сюжетная линия отсутствует – за основу короткие рассказы из сборников писателя «Случаи» и «Голубая тетрадь». Перелистывая эти страницы, можно заметить, что иной рассказ состоит лишь из одной фразы или краткого диалога – как же это сыграть так, чтобы раскрылась вся полнота замысла? Внимание – к деталям, к точности интонации каждого слова, к повороте головы или акцентированном жесте. Непосредственно в словах ничего смешного как будто и нет, но ситуации, воссоздаваемые на сцене, гомерически веселы. Узнаваемые образы и знакомые обстоятельства – вот что позволяет зрителю улыбаться в самых, казалось бы, неподходящих для этого моментах.

Действительно, что может быть смешного в заявлении сына о скорой свадьбе. Но окружающие его женщины даже не слышат его, насильно усаживая в колыбель и утешая соской и погремушкой. Мать, бабушка и даже прабабушка объединяются в матриархат, и «маменькин сынок» поневоле им покоряется. Режиссер умело усиливает смысл сказанных или даже не сказанных слов, позволяя зрителю включать фантазию.

Образы, прописанные актерами, самим своим существованием вызывают недоумение, переходящее в фарс. Улыбку вызывает великовозрастная «девочка» значительных размеров в матросском костюмчике. Она того и гляди раздавит детский велосипед! А дворецкий без рук, но очень уж подвижный – странное качество для людей с подобными недостатками. Да он и сам не замечает потери. Или грубый мужик с бородой, который размахивает кулаками направо и налево. Это уже не герой, это типаж.

watermarСценки граничат с балаганом, и кажется, вот-вот превратятся в низкопробный юмор, но этого не происходит. Создатели спектакля тонко чувствуют грань между любовью и пошлостью, изощренными оскорблениями и непечатными выражениями. Отношения между мужчиной и женщиной волновали Хармса так же, как всякого нормального человека, и диалогам между полами уделено значительное внимание в постановке. «Женщина – это станок любви» — выразительным голосом произносит лектор и тут же получает звонкую пощечину. У объекта лекции свое мнение на этот счет, и продолжение рассказа постоянно прерывает один и тот же жест. Как тут не согласиться с очевидными, но такими противоположными взглядами на отношения!

Гротескные лишь на первый взгляд сценки сменяют одна другую. Рассуждения об измене обманутого мужа на фоне предающихся утехе любовников, явное внимание женщины к равнодушному мужчине, странный выбор юной особы – все эти мгновения жизни слишком реальны, и поэтому близки зрителями. Оттого и звучит смех над нелепыми, но такими родными героями, которые только на первый взгляд кажутся выдуманными персонажами.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра им. Ленсовета

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр