Top.Mail.Ru

«Гедда Габлер»

Вера Николаева, - «Театральный Петербург», 2006, № 2, февраль

23 и 24 февраля в Академическом театре имени Ленсовета премьера спектакля «Гедда Габлер» по одной из самых загадочных пьес великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Накануне события мы беседуем с постановщиком спектакля, художественным руководителем театра Владиславом Борисовичем Пази.
Кор. Владислав Борисович, Вы - признанный мастер «женской темы» на театре, и Ваши знаменитые спектакли «Дама с камелиями», «Самоубийство влюблённых на острове Небесных Сетей», «Тойбеле и её демон», «Король, дама, валет» тому свидетельство. Что нового о женщинах решили Вы поведать зрителю с помощью Генрика Ибсена и его пьесы «Гедда Габлер»?
- Ибсен - один из моих любимых авторов, но, как ни странно, ставлю я его впервые. Был у нас с художником Марией Брянцевой проект постановки «Норы» в Театре им. Комиссаржевской, придуманный на женскую и актёрскую индивидуальность Татьяны Кузнецовой и с воспоминанием о том, как в этих стенах играла Нору сама Вера Фёдоровна, но он, к сожалению, не осуществился. Вообще говоря, пьесы Ибсена, в центре которых стоит женщина, требуют наличия в труппе актрисы совершенно определённых в каждом конкретном случае качеств. Как бы ты ни хотел поставить «Гедду Габлер», если у тебя в труппе нет на эту роль актрисы, то нечего и браться. У нас такая актриса есть - Елена Комиссаренко, и, конечно же, именно её индивидуальность подсказала выбор пьесы. Это именно тот случай, когда говорят: «роль написана на неё». 
Кор. Не боитесь, что пьеса имеет сложную репутацию? Некоторые современники называли ибсеновскую героиню «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями». О «психической неадекватности» и «дегенеративном типе» Гедды, символизирующей, по мнению многих, клинический случай нарциссизма, написаны целые диссертации. 
- Действительно, вышедшая из-под пера Ибсена в 1890 году пьеса наделала много шума. Великий норвежец на склоне лет создал такой странный женский характер, внеся огромный переполох в театральную и писательскую среду. Совершенно очевидно, что пьеса эта стала предвестником модернизма, который расцвёл на рубеже веков. Сейчас у нас - нескончаемая эпоха постмодернизма, поэтому «Гедда Габлер» вновь в фаворе. 
Кор. История знает великих исполнительниц этой роли...
- Да, Гедду блистательно играли и Элеонора Дузе, и Грета Гарбо. В год смерти Ибсена, в 1899 году, в МХТе пьесу поставил Немирович-Данченко с Марией Андреевой, Станиславским и Москвиным в главных ролях. Была знаменитая Гедда и у Комиссаржевской, поставил спектакль в петербургском Театре на Офицерской Всеволод Мейерхольд с художником Николаем Сапуновым. Спектакль, по свидетельствам современников, был немыслимой красоты, в которой «потерялась» сама Комиссаржевская, а Мейерхольда обвинили в том, что он «причесал Ибсена под Метерлинка». Совершенно очевидно, что актрис привлекала именно неординарность Гедды Габлер, её мощные, сценически очень «выгодные» противоречия. 
Кор. В чём же суть характера этой загадочной женщины?
- Гедда - яркая личность, амбиции которой совершенно неприложимы к той среде, в которой она оказалась волею судьбы. Не случайно автор называет пьесу «Гедда Габлер», хотя героиня уже носит фамилию мужа - Тесман. В связи с объяснением, кто же такая Гедда, уместно вспомнить о популярнейшем нынче словечке «гламур». Большинство употребляющих совершенно неверно трактуют его суть. 
Кор. Оно откровенно стало синонимом слова «глянец». «Гламурный» - значит «глянцевый», как обложка богато изданного журнала. 
- Вот-вот, но ведь на самом деле «гламур» - это чары, очарование, притягательность необъяснимого флёра, нечто манящее и таинственное. И именно такие чары и тревожат душу Гедды, она ощущает себя созданной для чего-то невыразимо большего, чем даёт окружающая будничная действительность. И трагедия героини в том, что стремление к «гламуру», к красоте, как говорит сама Гедда, уводит порой человека, как дудочка Крысолова, за пределы реальности, корёжит и ломает. Гедду одолевают мысли о том, что она создана для чего-то серьёзного, глубокого, прекрасного. Она ищет духовную красоту, но, не имея никаких конкретных целей, начинает её сочинять из подручных средств. А подручными средствами оказываются судьбы окружающих её людей. Она испытывает наслаждение, держа, как ей кажется, людские судьбы в своих руках, режиссируя, так сказать, чужую жизнь. Она хочет творить жизнь, сочиняет целые сценарии для других персонажей, манипулирует ими.
Кор. Как Вы относитесь к её идее, что, только убив себя, герой её девичьих мечтаний писатель Эйлерт Левборг сможет стать свободным, обрести красоту и стать подлинным героем?
- Поскольку я до сих пор жив, то, сами понимаете, отношусь к этой идее без восторга. Это и есть та самая потеря чувства реальности, которая сопровождает Гедду. Нужно сказать, что альтернативой сочиняемому героиней «гламуру» является скука, тоска повседневности. Причём эта повседневность ничего, казалось бы, страшного Гедде не предлагает. Её жизнь вполне благополучна: уважаемый в обществе муж занимается наукой, жену обожает, кругом вполне респектабельные, добропорядочные люди. Но её просто воротит от заурядности существования, она боится умереть от скуки. Поэтому, кстати, у неё возникает ироничный, построенный на пикировках, притяжениях-отталкиваниях, даже фривольностях дуэт-поединок с «другом дома» Бракком, этаким провинциальным Мефистофелем. Кстати, именно в этой пьесе впервые появился термин «любовный треугольник», как возможное развитие отношений между Геддой, её мужем и Бракком.
Кор. Куда же приводят Гедду поиски красоты?
- Гедду от любой обыденности, включая собственную беременность, как квинтэссенцию привязанности к быту, с души воротит. Обязанности жены, матери, подруги кажутся ей пошлыми. В побеге от обыденности, в тумане поисков «гламура» она забирается в такие дебри, из которых, как ей кажется, нет более достойного выхода, чем красиво умереть. Конечно же, при работе над этой пьесой нельзя не вспомнить о Фрейде, хотя, когда писалась пьеса, сам Фрейд ещё не знал, что такое фрейдизм. Но Ибсен в обрисовке Гедды предсказал все темы, все мотивы, все теории комплексов и их сублимации, которые потом систематизировал и разложил нам по полочкам Фрейд. Фрейд ведь очень интересовался Ибсеном, потому что именно великий норвежец впервые представил европейскому читателю и зрителю потаённые, необъяснимые стороны человеческой души, где сублимируются и всяческие эротические недовоплощённости в частности. 
Кор. Гедда - женщина недолюбившая?
- И недолюбленная тоже. Поэтому её так бесит романтическая история Левборга и простушки Теа, которые совместно создали некий трактат о будущем культуры и цивилизации. И, конечно же, кульминацией пьесы является сцена, когда Гедда сжигает единственный экземпляр этой книги (не прочитав при этом ни страницы!), уничтожает чужого «ребёнка». «Ребёнка» единственного мужчины, который, как ей кажется, мог бы соответствовать её представлениям о красоте, к которому её тянет, как женщину. Именно для него она придумывает такие жуткие испытания, которых он не выдерживает. Левборг погибает глупо и некрасиво, что для Гедды оказывается страшным ударом, - не то, что погиб, а то, что пошло и некрасиво. Результат её задумки оказывается ещё большей пошлостью, чем обыденность повседневности. Да ещё Бракк подкатывается с элементарным шантажом. «Треугольник» с ним оказывается верхом пошлости, а идеалы свободы и красоты, во многом пародирующие модное во времена Ибсена ницшеанство, - недостижимыми. И генеральская дочка Гедда использует последний папин пистолет, чтобы покончить с собой.
Кор. Что нам сегодня должны сказать душевные метания Гедды Габлер? Чему научить? От чего уберечь?
- Искусство не так утилитарно, оно, к сожалению, может только предостеречь. Сегодня, когда мы уже совершенно очевидно живём в обществе потребления, проблемы пьесы Ибсена абсолютно современны. Огромное количество людей, достигших мало-мальского материального благополучия, не говоря уже о тех, кто живёт в роскоши, не знают, куда приложить свою душу. Душа мечется в поисках чего-то, что никак не получается купить за деньги. «Гламур» превратился в «глянец», а пустота внутренняя разрывает людей на части. Оказывается, жизнь не может быть заполнена только походами по магазинам, поездками на экзотические курорты и поисками всё более вычурных и экстравагантных удовольствий. Человек - более сложная структура. Общество уже обеспокоено ростом психических заболеваний, ростом неврозов, депрессий, самоубийств. На родине Ибсена в Норвегии сегодня самый высокий уровень жизни в Европе - и самый высокий уровень самоубийств. Вот об этих современных парадоксах и проблемах, которые затрагивают и нашу страну, надеюсь, будет наш спектакль. 
Кор. Кто Ваши соратники в работе над ним?
- Замечательный художник Мария Брянцева. Партнёрами Елены Комиссаренко будут Дмитрий Барков, вернувшийся на нашу сцену известный киноактёр Виктор Бычков и новый для нашей труппы актёр Сергей Кудрявцев. Кроме того, в спектакле заняты Нина Скляренко, Лидия Ледяйкина, Ирина Балай, Ирина Замотина, Ольга Копылова.

Вела беседу Вера Николаева